-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Далее мы расскажем о том, как появился прием слома четвертой стены и приведем наиболее яркие примеры данного явления из мира кинематографа.
Специфика приема
Разрушение четвертой стены является крайне специфичным способом нарушения невидимой грани между вымышленной историей и реальностью. Данный прием чаще всего применяется сразу для нескольких целей:
- подробное разъяснение сложных нюансов сюжета;
- желание удивить зрителя;
- эффект неожиданности при длительном хронометраже;
- необычное внедрение юмора, напряжения, давления на зрителя.
Несмотря на то, что прием имеет давнюю историю, его принято относить к эпохе расцвета постмодерна. Объяснить это несложно: слом четвертой стены можно рассматривать как способ заигрывания режиссера со зрителем.
Благодаря данному приему визуальное повествование дополняется, становится более интригующим и вовлекающим. Эффект от слома стены напрямую зависит от того, с каким образом реализован прием.
Формальное толкование и происхождение термина
«Разрушение четвертой стены» с театральной точки зрения можно определить как драматический прием, в рамках которого действующие лица осознают свое существование в роли вымышленных персонажей и выходят на контакт со зрителем. Данная техника впервые применялась еще в глубокой древности и получила популярность в шекспировскую эпоху. Самый расцвет приема – постмодернистские театральные постановки, преимущественно мюзиклы.
Название термин получил в начале 1800-х годов, когда на театральных сценах появились первые бокс-сеты. Речь идет о специальных конструкциях с тремя реальными и одной воображаемой стенами. Последняя выступала в роли ментальной границы между зрителем и актерами театра.
Техника четвертой незримой стены существует и успешно практикуется со времен немого кино. Даже великий Чаплин умеючи игрался с данным приемом, покоряя зрителей по всему миру.
По мере развития технологий и появления звука в кино слом четвертой стены получил еще большее распространение и стал более существенным. В кино добавилось зрелищности, контакт персонажа и зрителя заметно усилился. С каждым десятилетием барьер между фикцией и реальностью нарушался все чаще, а режиссеры экспериментировали с методами взаимодействия.
В каких фильмах прием встречается чаще?
Жанр, в котором данная техника применялась особенно часто – комедии. Именно в комедийных фильмах состоялись наиболее памятные моменты, когда герой кино открыто заигрывал с аудиторией. В итоге создавался удивительный эффект, когда зрителю напоминали о нереальности происходящего.
Самым поразительным в сломе четвертой стены служит тот факт, что каждый раз прием срабатывает как в первый. Не имеет значения, насколько тонкой и острой была шутка: она все равно застанет вас врасплох. Мощность эффекта связана с выходом отдельной шутки за рамки кино, тогда как остальное повествование остается внутри вымышленного мира. Благодаря этому произведение автоматически выходит на качественно иной уровень и видится более креативным.
Однако не стоит рассматривать данный прием как исключительно комедийную составляющую. Чтобы шутка сработала, она требует тщательной подготовки и проработки. В противном случае, она покажется пустой, неуместной или лишенной всякого смысла.
Не пренебрегают приемом и режиссеры триллеров – как мистических, так и психологических. В таких произведениях царит напряженная, угнетающая атмосфера, потому разрушение барьера призвано усилить эти ощущения и вызвать у аудитории широкий спектр негативных, пугающих эмоций.
Пример из кинематографа
Ярчайший образец слома четвертой стены – произведения Мела Брукса. Именно он не боялся практиковать данную методику наиболее экстравагантным образом. Кино Брукса настолько самобытны, что его герои будто осознают факт их вымышленности и «жизни» внутри фикции. Персонажи наблюдают за собой на экране и попутно контактируют со зрителем. Таким образом Брукс анализирует, насколько кино далеко от жизни и возможно ли изменить зрительское восприятие. Это добавляет приему как нотку веселья, так и достаточно глубокую философию. Практика показала, что слом четвертой стены позволяет существенно повлиять на отношение аудитории к происходящему на экране.
Преимущества слома четвертой стены
Итак, что делает данный кинематографический прием настолько цепляющим и ярким? Благодаря эффекту устранения барьера между зрителем и персонажем первый вовлекается в действо и становится частью сюжета. Даже если это ощущение длится считанные секунды, результат того стоит. Публика тут же погружается глубже в сюжет, лучше чувствует его линии и получает возможность сопереживать героям более остро.
Иногда барьер рушится для достижения иного эффекта в зависимости от контекста. Например, в некоторых случаях слом четвертой стены напротив призван отдалить зрителя от экрана и будто «спрятаться» от него. Когда герой кино говорит на камеру, глядя прямо в нее, создается интимная обстановка между ним и зрителем. Примеров такого приема великое множество, но один из самых ярких – Кросби и Хоуп из кинофильма «Дорога в Марокко». Шутя напрямую с аудиторией, герои создавали доверительную атмосферу, что делало сюжет более интригующим.
Зачем режиссер «ломает» стену?
Слом четвертой стены, помимо вышесказанного, призван погрузить зрителя в сюжет как можно глубже, осознать мотивы героев, настроиться с ними на одну волну. Глядя на персонажа, смотрящего прямо в камеру и признающегося в сокровенном, вы невольно ему сопереживаете или, напротив, хотите отдалиться и уйти от его взгляда. Эффект зависит от того, каков контекст происходящего и в какой момент режиссер решил «сблизить» вас с персонажем.
И все же наиболее мощным эффектом слома четвертой стены служит установление контакта герой-зритель на психоэмоциональном уровне. Режиссеры умело играют нашими эмоциями, усаживают нас на мягкие садовые качели, после чего мы тут же оказываемся на крутых американских горках. Перепады эмоций в сочетании с внезапным, совершенно неожиданным взаимодействием с антагонистом кино – гарантия успешного и яркого слома четвертой стены. Не стоит путать это с обычным скримером из второсортного хоррора, в котором все построено на банальном стремлении напугать.
________
Разрушение четвертой стены – уникальный кинематографический прием, наблюдаемый в фильмах любого жанра. Его практикуют в комедиях, драмах, триллерах, боевиках, арт-хаус, сатире и даже в документальном кино. Данный эффект построен на эмоциональной составляющей вперемешку с визуальными приемами. Метод слома доказывает, что любое проявление эмоций на экране можно сыграть простым взглядом в камеру.
Уникальность метода заключается в безграничности заложенного в нем потенциала. Он никогда не исчерпает себя, не станет архаизмом и моветоном. А все потому, что разрушить четвертую стену можно с совершенно разными целями: в одном случае отсутствие барьера сближает, в другом отталкивает.
Яркость данного приема также можно объяснить парадоксальностью его природы. Когда зритель вступает в контакт с героем кино, режиссер будто выталкивает его обратно в реальность и напоминает: все происходящее просто вымысел. Если зритель успел погрузиться в сюжет с головой и прочувствовать его, прием срабатывает на все 100% надолго откладывается в памяти.
Cломать четвёртую стену, создавая настоящий крутой фильм или короткометражный ролик, вам не составит труда. Мы же готовы обеспечить вас всеми необходимыми расходными материалами для съемочного процесса, которые вы найдете на нашем сайте kinosklad.ru. Также в нашем каталоге вы сможете найти разнообразное операторское оборудование и хорошее осветительное оборудование для съёмок видео любого назначения.