-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
В создании фильма или сериала (даже небольшой продолжительности) задействовано гораздо большее количество персонала, чем может показаться на первый взгляд. И дело не только в количестве актеров: для создания интересной и яркой ленты с динамичным сюжетом необходима работа специалистов самого широкого профиля. Создать интересный, логично выстроенный сценарий без «перегибов» автору помогает сценарный редактор. Сегодня мы поговорим об особенностях этой профессии и её значении для киноиндустрии.
Сценарные редакторы работают на киностудиях и в кинокомпаниях, в некотором смысле являясь соавторами сценария. Когда сценарист приносит в студию свою работу, она должна обязательно быть оценена независимым экспертом. Ведь даже самый талантливый сценарий нуждается в проверке и доработке: здесь подсократить реплику, здесь добавить побольше драмы...
Бытует мнение, что сценарный редактор — это критик, ограничивающий свободу авторского видения. Но хороший специалист станет автору сценария не врагом, а другом и помощником.
Обязанности сценарного редактора
Редактор — это человек, тонко разбирающийся в вопросах драматургии и сам не раз бывал в роли писателя. Нередко это опытные сценаристы, способные подсказать младшему коллеге, как улучшить сюжет, создать более яркие образы персонажей и грамотно подчеркнуть проблемы, которые хотел бы затронуть автор киноленты.
Редактор может вносить правки как в полностью готовый сценарий, так и работать поэтапно, исправляя недочеты по мере их поступления. Сотрудничая с автором, редактор должен не просто указывать ему, что написать (и тем более не брать на себя функции автора, придумывая сюжетные линии!), а помочь самостоятельно прийти к верному решению. Особенно хорошо, когда это делается путем наводящих вопросов.
Сценарный редактор может помочь автору решить следующие задачи:
- Создать более яркие, «цепляющие» образы персонажей. Хорошо прописанные, харизматичные герои с интересной жизненной историей — залог успеха ленты.
- Логично и понятно для зрителя выстроить сюжет. Редактор подскажет, как придать ему большую динамику и провести параллели между сюжетными линиями.
- Адаптировать сценарий под конкретную целевую аудиторию. Очень важно понимать, кто именно будет смотреть фильм и что хочет увидеть потенциальный зритель. К примеру, если фильм создается для подростков, он должен соответствовать самым последним трендам.
Хороший редактор — это учитель и идейный вдохновитель сценариста. И его работа не заканчивается на вычитке текста и внесении правок. Он будет присутствовать и в процессе работы над кинолентой, и в постпродакшене. Ведь при работе над продолжением сюжета необходимо будет следить за тем, чтобы образы персонажей и линии сюжета оставались каноничными.
Где отучиться на редактора?
Сценарному редактору мало одного лишь писательского таланта: он должен обладать соответствующей квалификацией. Профессия появилась еще в прошлом столетии, и в советское время существовала специальная школа подготовки редакторов. Даже у легендарного Василия Шукшина был несменный редактор — Ирина Сергиевская. В девяностых годах киноиндустрия, как и общество в целом, переживала серьезный упадок.
В настоящее время в российских вузах и колледжах нет отдельной специальности «сценарный редактор». Однако технология обучения таких специалистов, планируется создание специальных редакторских курсов. Для сотрудничества авторы и киностудии гораздо более охотно рассматривают тех специалистов, которые имеют связанное с киноиндустрией образование. Не меньшее значение имеет и практический опыт, в частности, наличие собственных успешных проектов.
Современная шоу-индустрия нередко рассматривает редактуру как начало карьерного пути. В дальнейшем редактор имеет все шансы стать шоураннером или креативным продюсером. И чем больше редактор работает над повышением квалификации, тем более масштабные проекты ему смогут доверить.
Конфликт автора и редактора
Сказать, что редактор и автор находятся в постоянном противостоянии — значит преувеличить проблему троекратно. Но ситуации, когда компетенция одного из них вызывает сомнения, конечно же, случаются. Осложняется работа редактора и тогда, когда автор не хочет его слушать и воспринимает любые замечания на свой счет. Особенно часто не готовы к критике (даже обоснованной) новички. В такой ситуации есть лишь одно решение: автор должен переступить через свою гордость и понять, насколько в действительности справедливы замечания наставника.
Человеку очень сложно объективно оценить собственное произведение. Во-первых, автор находится внутри созданного им сценария. Во-вторых, творец вкладывает в произведение душу, силы, время, частичку самого себя. И редактор работает не для того, чтобы просто «раскритиковать» проект. Оценивая по достоинству труд автора, он находит пути улучшения его работы: добавить убедительности в сюжет, сделать образы более точными и реалистичными, несколько усилить сценарий. Он не диктует свое видение, а, напротив, помогает автору донести свои мысли и идеи зрителю.
Диалог — ключ к успеху
Иногда особо «обиженные» сценаристы могут заявить, что сценарный редактор лишь самоутверждается за счет критики чужой работы, вносит в нее свои идеи, не понимает того, что хотел сказать автор. Редакторы, в свою очередь, иногда сокрушаются, как мало осталось талантливых, по-настоящему перспективных авторов сценария.
Но все эти рассуждения основаны скорее на эмоциях, чем на реальных фактах. Хороший редактор не выбирает, хочет ли он работать с этим автором. Его работа заключается в том, чтобы обеспечить успех продукта, сделать его интересным для как можно более широкой аудитории. После качественной доработки получается проект, который понятен не только автору и ограниченному кругу лиц, но и публике.
Чтение от корки до корки
Люди, далекие от киноиндустрии, порой ошибочно полагают, что редакторы читают лишь первые 10 страниц. Но это не более чем стереотип. Да, хороший сценарий, как и сам фильм, обычно «цепляет» уже в первые десять минут. Но настоящий специалист будет читать сценарий от начала до конца. Ведь даже сюжет, который сначала кажется незамысловатым, может развиться увлекательнейшим образом. Драматичное, эмоциональное начало фильма или сериала не гарантирует отсутствия сюжетных дыр, безвкусно прописанных персонажей и непродуманных диалогов. Более того, даже самый талантливый сценарий нуждается в небольших правках. Ведь лучше мелкие несостыковки в сюжете и перегибы в диалогах увидит редактор, чем зритель.
Нередко продюсеры, которым нужно быть включенными в огромное количество задач, читают быстро и эмоционально. Им и правда хватит прочитать первые десять минут, чтобы понять, достоин ли проект внимания. Однако если редактор уверен, что этот сценарий может быть успешно реализован, он может настоять на том, чтобы продюсер прочитал его полностью.
Случается так, что идея автора действительно оригинальна, но он совершенно не знает, как можно объяснить ее другим, построить сюжет по всем законам драматургии. В этом случае редактор часто готов пойти новичку навстречу: сделать черновые варианты определенных сцен, подобрать тот вариант, который наиболее полно раскроет замысел без ущерба оригинальности и авторскому замыслу.
Легко ли редактору уйти из проекта?
Бывают случаи, когда драматург (в особенности молодой и неопытный) заявляет о том, что прекращает работу над проектом. Аргументируют они свой уход по-разному: кто-то устает от напряженной работы, кто-то страдает от конфликтов со съемочной группой, кому-то оплата кажется несоразмерной их таланту. Да и сам продюсер порой не прочь найти замену тому или иному сценаристу.
Сценарные редакторы крайне редко могут сказать, ухожу из проекта, доделывайте его сами. Этому специалисту приходится иметь дело с самыми разными задумками и сценариями. Каждая из них уникальна, и профессионал своего дела всегда доведет работу до конца.
Отсутствие сюжетных дыр и логических несоответствий, в меру эмоциональные диалоги, яркие и запоминающиеся герои, своеобразная атмосфера фильма — всем этим мы зачастую обязаны редактору, который направит автора на правильный путь.
Никогда не бойтесь пробовать что-то новое, экспериментировать и снимать собственное кино! Мы же готовы обеспечить вас всеми необходимыми расходными материалами для съемочного процесса, которые вы найдете на нашем сайте kinosklad.ru. Также в нашем каталоге вы сможете найти разнообразное операторское оборудование и хорошее осветительное оборудование для съёмок видео любого назначения.