-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Если вам приходилось принимать участие в процессе изучения создания кино в специализированной образовательной организации, или вас приглашали на мероприятия по созданию видео, или вы смотрели фильмы и видеоролики на платформе YouTube, то вам знакомо правило 180 градусов. Оно известно каждому и уже на протяжении многих лет воспринимается как база, которая должна соблюдаться.
При этом если данная точка зрения соответствует действительности, то чем обусловлено то, что на практике возникают ситуации, когда оно не соблюдается, таких прецедентов становится все больше? Неужели режиссеры пропускали занятия в период обучения, никогда не посещали YouTube для просмотра видео контента и не имеют даже малейшего представления о столь значимом правиле? Или же можно сказать о том, что данное правило начинает терять свою актуальность и отходит на второй план?
По этой причине целесообразным представляется выполнение комплексного анализа обозначенных вопросов, включая рассмотрение содержательной части правила 180 градусов, чем обусловлено его существование и как оно применялось в течение длительного промежутка времени. Все усилия будут направлены на то, стоит ли придерживаться этого правила или можно пойти по другому пути при создании собственных проектов?
Что собой представляет правило 180 градусов
Если обратиться к официальным источникам, то в них сказано о том, что правило 180 градусов представляет собой «правило съемки и монтажа. Его практическая реализация предполагает фиксацию камеры с одной стороны от сцены». Также в содержательной части определения нашли свое отражение следующие положения: «камера остается на одной стороне оси действия до тех пор, пока сцена не закончится», по итогу это «удерживает персонажей композиционно обоснованными на строго обозначенной стороне экрана или кадра».
На современном этапе развития кинематографа правило 180 градусов выступает в качестве общего для всех отраслей руководства, обеспечивающего доступ ко всей необходимой информации, которая необходима при создании кино или видео, в том числе при разработке корпоративных видеороликов, рекламы по телевизору, контента в онлайн и цифровом формате, фильмов для показа в кинотеатрах. Но даже с учетом того факта, что многим знакомо это правило, которое нашло свое отражение в учебниках и образовательных платформах, вопрос о целесообразности и необходимости его существования не теряет актуальности.
Как появилось правило 180 градусов?
Много лет назад никто не знал о правиле поворота на 180 градусов и не использовал его по назначению при создании видео. Когда кино только зарождалось, не существовало никаких основ. Весь процесс основывался на одной статистической камере, с ее помощью осуществлялась съемка изображения со скоростью 24 кадра в секунду. Они и начали формировать первые своды законов, правил и принципов, определяющих содержательную часть и процесс создания кино.
В тот период времени проводились разные эксперименты, некоторые из них постепенно внедрялись в практику, так как демонстрировали эффективность и давали нужный результат. Многие из них были напрямую связаны с тем, как осуществляется процесс съемки и освещение сцен и объектов в контексте движущихся изображений.
В основе правила 180 градусов лежит два основных элемента: освещение и непрерывность. Согласно стандартному пониманию освещение сцены по правилу 180 градусов имеет традиционный смысл, так как дает возможность обозначить барьеры между «на съемочной площадке» и за ее пределами и обеспечивает доступ к сохранению баланса настроек освещения между кадрами.
Кроме того правило 180 градусов помогает нашему мозгу сформировать представление о геометрии декорации и сцене. В результате происходит восприятие действия так, как если бы его просмотр осуществлялся с позиции камеры: то, что слева, остается слева, а то, что справа, остается правым. При этом с учетом того факта, что кинематограф активно развивается с появлением новых технологий и возможностей, это оказывает влияние на правила, что проявляется в их изменении.
В каких фильмах не соблюдаются правила?
Практика показывает, что кинематографисты часто специально не соблюдают правило поворота на 180 градусов. Это делается для того, чтобы получить кинематографические и психологические эффекты. В представленном видеоматериале от Фандора можно выделить несколько важных случаях, когда такая ситуация нашла свое воплощение в истории кино.
За основу можно взять три сцены из фильмов Вонга Кар-Вая, Стэнли Кубрика и Даррена Аронофски, каждый из этих режиссеров предпринимал попытки, направленные на экспериментирование с правилом 180 градусов, чтобы сформировать представление о его возможностях и работе.
Речь идет о преднамеренных перерывах, когда правило 180 градусов устанавливается в начале сцены, после этого нарушается, в результате оказывается психологический эффект на зрителей, который проявляется в эмоциональной вовлеченности в происходящее на экране за счет нервной возбудимости и заинтересованности.
Стоит ли придерживаться правила 180 градусов?
В первую очередь необходимо понять, в чем заключается это правило и начать использовать его на практике, чтобы определить его эффективность и целесообразность применения при создании собственных проектов. В каждой сцене необходим первый кадр, по этой причине рекомендуется сочетать между собой различные широкоугольные, крупные планы и переходы. Такой подход поможет максимально красочно и детально донести замысел до зрителя.
При этом мы твердо убеждены в том, что в современных условиях зрители хорошо разбираются в языке кино, поэтому для них одни и те же старые кадры могут стать чем-то скучным и приевшимся. Это же актуально и по отношению к конструкции сцены. С учетом этого факта целесообразно обратить внимание на более свежие форматы, способные удивить зрителей и сочетать их с правилом 180 градусов.
Мы рекомендуем всем тем, кто только начал свой путь в изучении основ создания кино применять правило 180 градусов на ранних этапах. Это же относится и к тем, что уже имеет высокий уровень квалификации и опыта. Такой подход поможет отточить свои навыки, повысить мастерство, научиться формировать освещение и композиции. После этого можно постепенно отходить от правила и пробовать что-то новое, используя полученный опыт и знания.