-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Если задать человеку вопрос: «Любишь ли ты слушать фильмы?», то не каждый сможет на него ответить. Все дело в том, что люди привыкли смотреть фильмы, будь это кинотеатр или телевизор, поэтому такой вопрос вводит в ступор. Все внимание акцентируется на визуальной составляющей и сюжете, который был положен в основу фильма. Одновременно с этим игнорирование звуковой составляющей оказывает негативное влияние на восприятие фильма, так как утрачивается значимая часть картины. На данный момент времени создание и обработка звука в фильме представляет собой отдельное направление работы – саунд-дизайн.
Когда появился дизайн звука?
Чтобы сформировать полное представление о рассматриваемом направлении работы в современном кинематографе, необходимо уделить внимание историческому аспекту. Само понятие появилось раньше, чем начало применяться на практике в ходе создания картин. Большинство ученых сходится во мнении о том, что саунд-дизайн появился в конце прошлого столетия, а именно в 1979 году вместе с выходом картины «Апокалипсис сегодня». Чтобы добиться максимальной реалистичности событий, показанных на экране, создатели фильма применили новую систему работы со звуками. Специфика этой системы заключалась в том, что звук распределялся по пяти источникам. Использование данной системы в ходе создания фильма заметно расширяло возможности съемочной группы, особенно на этапе звукового оформления сцен и использования звукового оборудования. Чтобы получить качественный результат, нужно было уделить внимание подготовке звуковой дорожки. Уолтер Мерч был тем, кто занимался проработкой звуковой составляющей, по его инициативе был разработан и внедрен новый концепт, который положительно оценили зрители. Согласно официальным данным за ним была закреплена должность саунд-дизайнер. Именно с этого момента кинематограф пополнился новым термином и направлением, которое существует до сих пор и активно применяется.
После этого саунд-дизайн начал постепенно распространяться, он был упомянут в картине «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда». Работой со звуком занимался Бен Бертт, поэтому по решению режиссера в титрах фильма он был представлен как саунд-дизайнер. Он стал тем, кто создал звуки объектов, не существующих в реальности на тот момент времени, это потребовало много сил и времени, так как разрабатывалось с нуля.
Этот момент стал поворотным, после этого исследователи сконцентрировали внимание на том, чтобы правильно определить содержательную часть нового понятия. Одни исследователи считали, что суть понятия заключается в разработке звуковых эффектов для фильма, другие были убеждены в том, что саунд дизайн представляет собой создание звуковой составляющей фильма.
На данный момент времени обе точки зрения сохранили свою актуальность, что приводит к возникновению противоречий между исследователями. Чтобы избежать этого, целесообразным представляется объединение обозначенных концепций. Такой подход позволит обозначить полное содержание рассматриваемого понятия. Первое, что нужно сделать – это произвести этимологический разбор.
Что собой представляет дизайн звука?
Понятие «саунд-дизайн» характеризуется наличием прямой взаимосвязи со звуком и дизайном. То, что саунд-дизайн и звук связаны, не вызывает сомнений, при этом связь рассматриваемого понятия с дизайном требует разъяснения. Чтобы конкретизировать и обозначить роль дизайна в данном контексте, важно сформировать представление об этом понятии.
Под дизайном принято понимать отдельный вид проектно-художественной деятельности, его суть заключается в формировании окружения, состоящего из совокупности предметов, систем визуального взаимодействия и информации, создании условий, приближенных к реальности с ориентиром на достижение максимальной функциональности и соблюдением принципа рациональности.
Центральное место в данном понятии занимает преобладание функциональности в сочетании с рациональностью, результатом этого является достижение оптимизации за счет совокупности элементов. В чем тут связь со звуком в фильмах? Все дело в том, что звук выступает в качестве одного из выразительных средств картины, это способ ретрансляции информации, которая доносится до зрителей.
Основываясь на этом понимании, можно сформулировать следующее определение: саунд-дизайн – это оптимизация звуковой составляющей в фильме, этот процесс реализуется для того, чтобы добиться максимально эффективной ретрансляции информации или выражения художественного образа. В данном контексте прослеживается прямая взаимосвязь с точкой зрения Уолтера Мерча, который придерживался мнения о том, что процесс проработки звуковой составляющей в фильме идентичен дизайну. Чтобы развеять все сомнения, важно проанализировать представленную точку зрения.
Дизайн звука находит свое выражение не только в пространственной организации, сюда же можно отнести дополнительные аспекты, среди них можно выделить создание содержательной части звуковой составляющей, составление перечня или создание композиций, разработка звуковых эффектов, проведение операций с полученными звуками и дополнительные манипуляции, необходимые для формирования оптимального содержания звуковой составляющей в картине. Так же нельзя забывать и о выборе правильного оборудования и ветрозащит при записи звука. Для всех элементов характерно наличие формы и содержания, они должны максимально соответствовать строго обозначенному функционалу.
Функционал звука – это?
Чтобы сформировать полное представление о функционале звуковых компонентов в структуре кино, необходимо произвести диегетический анализ. Понятие, лежащее в основе данного анализа, по мнению ученых, выступает в качестве одного из значимых в контексте семиотики кино.
Содержание понятия можно раскрыть следующим образом: совокупность фильмической денотации, речь идет не только о рассказе, но и пространстве и времени, которые нашли свое отражение в повествовании, помимо этого в перечень можно включить всех действующих лиц, пейзажи, события и все, что имеет прямое отношение к рассказу.
Если максимально упростить данную трактовку, то ее смысл можно свести к следующему: это все, что происходит в кино как отдельной реальности. Основываясь на этом, можно раскрыть содержание понятия диегетический звук – это звук, взятый из кино как отдельной реальности, его могут воспринимать действующие лица картины. Одновременно с этим в ходе диегетического анализа можно обозначить дополнительные категории звука, каждая из них имеет свои особенности с точки зрения сущности и содержания.
Диегетические звуки
В данном случае речь идет о звуках, который принадлежат кино как отдельной реальности. Их основная целевая задача заключается в обеспечении максимальной реалистичности происходящего и прямого повествования. В эту категорию можно включить звук речи, музыкальное сопровождение, звук окружающей среды, звуки взаимодействия, проявляющиеся на фоне действий, осуществляемых персонажами. Благодаря этим звукам зрители погружаются в кино и позиционируют его как реальность. На данный момент времени почти все такие звуки записываются в специальных условиях.
Семидиегетические звуки
Это звуки, существующие в кино как отдельной реальности, их отличие заключается в том, что они не выступают в качестве отсылок к реальным звукам. Таких звуков нет в реальном мире. Ярким примером являются звуки, которые встречаются в фильмах жанра фантастика, например вселенная «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Властелин колец».
В эту же категорию принято включать гиперболизированные звуки ударов, их можно встретить в боевиках, которые снимались в конце прошлого века и в фильмах, где было много драк.
Недиегетические звуки
Целевой аудиторией таких звуков являются зрители. Существует две основные группы: закадровый голос и музыкальное сопровождение. Закадровый голос в фильме – это результат длительной работы, очень много времени и сил уходит на его обработку. В результате перед зрителями предстают сцены с событиями, на фоне которых звучит голос, способствующий раскрытию сюжета и погружению. Музыкальное сопровождение внедряется для выполнения двух функций: драматургической и комической функции. Помимо этого ее применение может быть направлено на достижение других целей, значимых в контексте раскрытия повествования.
Метадиегетические звуки
Это звуки, существующие в кино как отдельной реальности, их специфика состоит в том, они помогают зрителю погрузиться в происходящее от лица персонажа. Эти звуки показывают отклонения в состоянии персонажа или подчеркивают иллюзорность событий. Благодаря им зрители понимают, что происходит с персонажем, как меняется его состояние из-за событий, происходящих на экране.
Саунд-дизайнер в рамках своей работы создает звуки, ориентируясь на свои представления о том, как можно характеризовать конкретное состояние посредством применения звука.