-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Слово «петличка» сегодня известно практически всем, кто занят в съёмках фильмов, телепередач, в театральных постановках, выступлениях на сцене. Мы часто видим эти малюсенькие клипсы на одежде дикторов в выпусках новостей и ведущих телепрограмм. Они просто незаменимы для блогеров, записывающих обзоры и другой видеоконтент.
Что же это за маленькое чудо и с чем его едят?
У тех, кто не сталкивается с этим видом микрофонов, может возникнуть вопрос, зачем нужно навешивать на себя всякие дополнительные штуки, если в самой видеокамере уже предусмотрен свой микрофон? Давайте в этом разберёмся.
Для начала смоделируем довольно стандартную ситуацию. Например, вы решили вести свой видеоблог и записывать разные интересные «видюшки». Камера есть, освещение тоже, компьютер с соответствующей программой для обработки видео также в наличии. Всё! Приготовились! Камера включена. Начали! Вы наговариваете на камеру материал, демонстрируете всё то, что задумали, рассказываете, общаетесь со зрителем, может быть даже поёте. Снимаете при этом многочисленные дубли, ведь съёмка даже простого видеоролика – это творческий процесс. Всё это может происходить не только в квартире, но и на улице: в лесу, у реки, в парке или в другом общественном месте. Так проходят часы, а может быть даже и дни, ведь многие берут с собой видеокамеру в туристические походы, чтобы потом о них рассказывать. Затем наступает самое интересное – монтаж ваш его ролика. И тут вы с ужасом обнаруживаете, что при хорошо снятых кадрах и тоннах видеоматериала звук просто отвратительный. Ваш голос пропадает, меняется его громкость при поворотах, его перебивают посторонние шумы, слова неотчётливые. А при сильном ветре вместо речи вообще может записаться лишь «пыф-пыф-шшш, пыф-шшш». Что это? В чём причина? Всё дело в штатном микрофоне камеры, который зачастую не справляется с шумоподавлением и другими проблемами со звуком.
Вот тут-то на помощь приходят маленькие и неприметные «петлички» – специальные миниатюрные студийные микрофоны. Если бы они были у вас заранее, до съёмки, то проблемы со звуком были бы исключены, видеоролик получился бы отличным, и большое количество просмотров было бы обеспечено.
Итак, что же такое петлички и чем они хороши?
Самым главным преимуществом петличных микрофонов является именно их компактность. Сложно себе представить отдельный полноразмерный микрофон в руках блогера, который снимает видеоролик, например, о том, как правильно разделывать селёдку. А с петличкой всё просто. Прицепил её на одежду и наслаждайся.
Если попытаться определить основные сферы, где используются петличные микрофоны, то можно выделить следующие:
– запись звука во время проведения студийной съёмки, репортажей, обсуждений, интервью;
– создание страховочных записей актёров, занятых в киносъёмках;
– увеличение громкости голосов актёров на сцене театров;
– транслирование голоса в прямом эфире;
– записывание видеоуроков, подкастов и другого аудиоконтента.
Одним словом, собрались записывать видеоролик? Купите себе петличку, а лучше сразу две на всякий случай, прицепите на себя и снимайте себе на здоровье. К слову, перед каждой съёмкой не забывайте проверять микрофон.
А что внутри? Не бойтесь. Полного вскрытия не будет.
Для того чтобы понять как всё это работает, давайте заглянем внутрь и посмотрим из чего состоит это устройство. Что мы видим? Микрофон и провод. Это у проводных устройств. Микрофон и база – у беспроводных. Фактически петличка – это миниатюрное акустическое устройство, которое принимает звуковые волны и преобразует их в «цифру». Не углубляясь в дебри физических процессов, происходящих в микрофончике петлички, можно просто сказать, что там внутри установлен маленький конденсатор, поэтому их ещё называют «конденсаторными». Динамические петлички – большая редкость и очень дорого. Так вот, когда вы говорите, звуковые колебания проходят через эластичную мембрану, которая колеблется, меняя ёмкость конденсатора, что, в свою очередь, вырабатывает электрический сигнал. Дальше сигнал передаётся на базу, а затем поступает на обрабатывающее устройство. Если петличек задействовано сразу несколько, то сигналы от них поступают на микшерский путь, с которого осуществляется управления каждой.
С устройством разобрались. Остаётся вопрос, какую именно модель петлички выбрать. Вот тут-то для непосвящённого в меломанские тайны человека наступают сложности. Мы уже выяснили, что петличные микрофоны бывают проводными и беспроводными, поэтому очевидно, что если вы в кадре сидите, то можно остановить выбор на первых, а если планируете передвигаться, бегать, прыгать с тарзанки, лазать по деревьям, то понятно, что правильный выбор – беспроводные устройства. Кстати, беспроводные петлички всегда оснащены очень надёжной клипсой, поэтому даже если вы зацепитесь за ветку дерева, микрофон останется на месте.
Всё это касается и профессиональной съёмки. Для ток-шоу, где в кадре все сидят, можно выбирать проводные варианты, а для актёров, занятых на съёмочной площадке или на сцене театра, – микрофоны без проводов. Сложно себе представить, что во время спектакля за актёрами тянутся нити проводов, образуя своеобразные паутинные сети и угрожая целостности другой аппаратуры.
А теперь давайте разберёмся с некоторыми техническими характеристиками и специализацией.
Опять же не вдаваясь в глубину физических явлений, рассмотрим основные характеристики петличных микрофонов. Не хотите? Нудно? Можете дальше не читать, но приготовьтесь к серьёзным ошибкам при выборе конкретной модели. Итак, на что обращаем внимание?
1. Направленность. Микрофоны могут быть однонаправленными, которые улавливают звук только в определённом секторе или всенаправленные, с круговой диаграммой. Первые выбираем для случаев, когда сидим в кадре и не поворачиваем головой. Вторые – для улавливания максимального количества пространственных звуков.
2. Частотный диапазон. Это классика для всей аппаратуры, связанной со звуком. Лучшими вариантами петличных микрофонов будут те, в характеристиках которых буде указан диапазон частот 20Гц-20кГц. Читается как двадцать герц и двадцать килогерц, т.е. двадцать тысяч герц. Первая цифра – это низы. Вторая – высокие частоты. Если диапазон частот будет уже, то звук будет записываться как будто вы говорите в пустую консервную банку из-под килек, а если шире, то вы всё равно этого не почувствуете, потому что предел воспринимаемых человеком звуковых частот как раз и составляет 20Гц-20кГц.
3. Чувствительность. Этот важный параметр показывает, какую минимальную громкость звука может «слышать» микрофон. Размерность чувствительности выражается в мВ/Па (милливольтах на паскаль), но часто её переводят в Дб (децибелы). Так вот если вам повезет, и вы увидите среди характеристик микрофона параметр чувствительности, выбирайте тот, у которого он будет со знаком минус и чем меньше, тем лучше. Даже самый тихий шёпот не останется не услышанным.
4. Уровень звукового давления. Величина обратная чувствительности. Она обозначает, насколько громкий звук может воспринимать микрофон. Этот параметр тоже измеряется в децибелах, но в отличие от чувствительности он должен быть с плюсом и чем больше, тем лучше.
5. АЧХ – амплитудно-частотная характеристика. Для новичков этот параметр может показаться высшей математикой, но на самом деле всё гораздо проще. Этот показатель характеризует чувствительность микрофона на всех частотах. Если АЧХ имеет пологую форму, то микрофон воспроизводит звук такой, каким он есть, а если форма рельефная, то микрофон способен «окрашивать» оригинальный звук на определённых частотах. Так можно подобрать микрофон, например, для записи вокала.
6. Импеданс. Ещё одно незнакомое многим новичкам словечко. Этот параметр никак не влияет на качество звука, но очень важен при подборе воспроизводящей или записывающей аппаратуры. Измеряется он в омах – Ом, а его значение должно быть ниже, чем у подключаемого оборудования.
С характеристиками разобрались, а теперь несколько слов о специализации. Если вы пытаетесь найти петличный микрофон на все случаи жизни, то просто перестаньте заниматься пустым делом. Универсальных петличек нет. У каждой модели есть свои плюсы и минусы. Лучше выбирать этот вид микрофонов, исходя из поставленных перед съёмкой задач. Если задачи разные, то и петличек лучше выбрать сразу несколько для разных ситуаций. В качестве примера можно привести тот факт, что некоторые модели имеют в своей конструкции отличную защиту от ветра. С ними точно вы не получите «пыф-пыф-шшш». Другие предназначены исключительно для работы со смартфонами или экшн-камерами. Третьи без проблем справляются с интервью.
Мамочка, как их много! Что выбирать?
Всё это теория, но вопрос о том, какую конкретно модель петличного микрофона лучше выбрать, всё-таки остаётся. Рекомендации простые. Первое – учесть всё, что вы узнали о технических характеристиках, возможностях и способностях петличных микрофонов. Если вы не увидели в описании конкретной модели интересующих вас характеристик, просто достаньте менеджера, реализующего эту технику. Выбейте из него как из партизана все параметры устройства и сделайте свой вывод. Второе – прикинуть свои финансовые возможности. Сегодня рынок буквально завален продукцией разного ценового диапазона. Для начала можно выбрать что-нибудь попроще. Смело ныряйте в интернет и обращайте внимание на «китайское чудо». Там всё настолько дёшево, что можно покупать микрофоны на килограммы и грузить их бочками. Если же намерения серьёзные, то лучше обращать внимание на бренд, а если денег куры не клюют, то смело выбирайте самое дорогое. В этом плане совершенству нет предела.
Рекомендация «КиноСклада»
Для тех, кто хочет выбрать высокое качество и не переплатить, можно рекомендовать модели профессиональных петличек известных производителей Lectrosonics, США и Sanken, Япония.
Имена этих компаний, как говорят, на слуху. Продукция отличается безупречным качеством и доступной ценой, ведь не случайно модели их микрофонов пользуются просто феноменальной популярностью.
Lectrosonics M15. Микрофон, в котором всё как надо. Угадайте, какой частотный диапазон? Правильно! 20 Гц-20 кГц. Он имеет превосходную влагозащиту, поэтому может эксплуатироваться даже в самых неблагоприятных условиях.
Sanken COS-11. Модель петличного микрофона, которая обладает превосходными техническими характеристиками. COS-11 имеет надёжную клипсу и высокоэффективную металлическую ветрозащиту.
Рекомендация «КиноСклада» не случайна. Именно эти модели выбирают профессиональные кинопроизводители и с успехом их эксплуатируют.