-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Многие недооценивают всю сложность подводных съемок в кинематографе. Мы привыкли видеть на экране сражения, разворачивающиеся под водной пучиной, не считая это чем-то особенным. Знали бы мы, каких усилий стоит организация даже самых примитивных подводных сцен.
В далекие времена немого кинематографа ведущие кинокомпании старались подходить к съемкам креативно. Причем в этом им не мешало даже фактическое отсутствие необходимого оборудования: они разрабатывали методы, актуальные даже сегодня.
Приведем несколько наглядных примеров. Прославленный маэстро кинематографических приемов Жорж Мельес был первопроходцем в использовании обычного аквариума в качестве средства для создания масштабной сцены под водой в кинокартине «Русалка» (1904). Мастер расположил резервуар с рыбками между камерой и актрисой. Аналогичный метод был применен Мельесом при съемках «20 тысяч лет под водой», где с помощью декораций из картона, подвешенных на тросе, создавалась имитация плавающих рыб. Такой примитивный, но действенный метод активно применялся вплоть до 80-х годов.
Известная кинокартина «Планета Бурь» была снята под руководством всемирно известного Павла Клушанцева. Режиссер также славился умением создать съемочную атрибутику из подручных средств. К примеру, мастер умудрился соорудить камеру для съемок под водой с нуля, после чего планировал использовать ее для съемок популярного кино «Люди морского дна. Морская техника» в далеком 1939 году. Если быть точнее, Клушанцев использовал не камеру, а водолазный шлем, где была умело закреплена камера со специализированным механизмом, помещенная в герметичный пакет. Таким образом руки оператора были свободны, а контролировать кадрирование можно было через видоискатель, объединенный с камерой. Данное изобретение практически не было задействовано в связи с туберкулезом режиссера: он не мог выдерживать даже незначительные колебания давления. При этом никто другой попросту не знал, как обращаться с данным изобретением. Для съемок другого кинофильма режиссера было решено использовать необычный металлический резервуар, выполненный из ветхой пароходной трубы 6-метровой длины. К ней было приварено днище, вниз набросили балласт, чтобы получившийся стакан мог плавать вертикально. По бокам стакана сделали окошки, после чего застеклили их. Именно через получившиеся окна проводились съемки подводных обитателей.
Кстати, выше мы описали одну из дебютных попыток съемки жителей морского дна в обычном павильоне. Данный метод известен как dry-for-wet. Проще говоря, актеры вынуждены создавать имитацию движений, будто они в воде, а на деле пребывают в воздухе. В применении данный прием непрост и требует долгой проработки всех мелочей.
Кроме подводных декораций создатели кино прибегали к имитации каустических отсветов, когда солнечные лучи преломляются над водной гладью. В настоящее время таким приемом пользуются, но уже в модернизированном виде. Более убедительный способ - использование большого аквариума, через который пропускается мощный световой поток. В таком случае каустический эффект получается предельно естественным.
Сочетание технологий при проведении съемки под водой
В большинстве случаев при съемках кино от кадра к кадру применяются различные технологии, чтобы в процессе просмотра у зрителей складывалось ощущение реального подводного мира. Для этого используется связка технологий, подбираемая индивидуально в отношении каждого фильма. К примеру, в картине «Форма Воды» сценах под водой участвовали как сами герои, так и их оцифрованные дублеры. В самом начале и концовке картины применялась ранее упомянутая нами технология dry-for-wet, а также специальные тросы. В моментах, где человек-амфибия оказывался в воде, настоящего актера заменял цифровой «дублер». Комната заполнялась дымом, что позволяло создать более реальный эффект подводного мира в процессе съемок. Современный подход к применению технологии предполагает наличие дымовой завесы при помощи дыммашин. В рамках постпродакшена из кадров удаляются тросы, добавляются различные элементы и детали для завершения иллюзии – к примеру, пузырьки.
И все же даже в данной картине не всегда применялась озвученная выше методика. Пикантная сцена, происходящая в ванной, действительно была отснята под водой. В данном случае процесс был куда более трудоемким. Для сцен такого рода приходится строить уникальную декорацию прямо в бассейне, после чего установить ее на подъемник с гидродинамическим механизмом. В процессе съемки помещение опускается вниз и вода тут же заполняет его. По аналогичной схеме были отсняты практически все сюжетные линии с плавным затоплением в большинстве современных шедеврах кинематографа. Кстати, «Титаник» Джеймса Кэмерона – не исключение.
Миниатюры - особенности технологии
Если вы хотите оценить все актуальные технологии съемки подводных сцен – просто посмотрите «Аквамена». В съемочном процессе применялись специальные риги, удерживающие актеров в воздухе. С их помощью они могли передвигаться в невесомости и создавать иллюзию движения под водой. Также применялись тросы, гидравлика и другие средства, создающие имитацию передвижения под водой. Все используемые механические устройства удаляются из кадра в процессе постапродакшена. В отдельных случаях некоторые части тел актеров заменяются на их цифровые копии. Одна из новинок киноиндустрии, заслуживающих внимания - светодиодный экран, с помощью которого на актера проецируется нестабильный свет.
Съемки с реальным погружением под воду
Большинство подводных сцен с погружением требуют тщательной подготовки всей съемочной группы. Ее участникам необходимо проходить обучение, по результатам которого выдается сертификат дайверов.
Чтобы лучи солнца не проникали под воду, при съемках могут использоваться черные пластиковые шарики. С их помощью покрывается водная поверхность, перекрывающая свет. При этом актеры могут легко всплыть на поверхность, чтобы набрать воздуха. В дополнение может использоваться брезент, закрывающий съемочную площадку от солнечных лучей. Если съемки требуют дополнительного освещения, используются осветительные приборы. Перед их погружением в воду оборудование в обязательном порядке гидроизолируются.