-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Штативы и крепления для съёмочной площадки
Какими способами осветители создают не съёмочной площадке не только свет, но и настроение? Какие средства для этого используют и, почему хороший гафер – является ключевой фигурой на съёмках фильма?
Вы, наверное, подумали, что речь пойдёт о профессии гафера – бригадира осветителей, которого раньше называли художником по свету? Не совсем так. Сегодня рассказ о штативах и различных креплениях, благодаря которым осветителям удаётся грамотно выставлять свет и быстро решать задумки оператора.
Как применяются штативы и крепления на съёмочной площадке?
Это конструкция на «ногах», которых, как правило, три. Такие устройства ещё называют триподами или треногами. Они предназначены для фиксации видеокамер и фотоаппаратов во время проведения съёмки. Есть так называемые моноподы, которые применяются в случаях, когда необходимо обеспечить устойчивость камеры при съёмках в условиях быстрой смены позиций. Часто они востребованы для съёмок журналистских репортажей или спортивных мероприятий. В кинопроизводстве штативы часто используют для установки осветительных приборов и другого оборудования, реализующего определённые световые схемы освещения.
Самое главное в штативе – опоры. Они состоят из нескольких секций, причем, чем их больше, тем более устойчивым является штатив. В конструкцию также входит центральная штанга, которая может выполняться в телескопическом виде, т.е. выдвигаться на нужную высоту, а также специальные зажимы, позволяющие закреплять центральную штангу и фиксировать выдвижные опоры. Если говорить об освещении на съёмочной площадке, то следует обратить внимание на так называемые систенды, которые в современном кинопроизводстве считаются универсальными и являются практически незаменимыми.
Систенды – вид штативов, которые на заре кинематографа назывались «Century stands». C-Stands состоит из центральной штанги, которую можно выдвинуть, зафиксировав её на определённой высоте специально предусмотренным зажимом, а также трёх ног, складывающихся на одну сторону. Ноги штатива скользят вокруг штанги, а одну из них можно не только поворачивать, но и поднимать на определённую высоту с последующей фиксацией в нужном положении. Такой вид опор называют ещё «гуляй-ногой» или «скользящей ногой – sliding leg». Завершается штанга шестнадцатимиллиметровым пальцем для крепления осветительных приборов или другого оборудования. С-стенды применяются для крепления малых приборов света и различных флагов, фильтров, рассеивателей для того, чтобы выставлять правильный свет на площадке. Тяжёлые осветительные приборы на систенды не устанавливают из-за довольно низкой устойчивости этого вида штатива. Систенды считаются достаточно универсальным оборудованием. Иногда при малых бюджетах, отведённых для съёмки фильма, они могут даже заменять работника съёмочной площадки.
Главное преимущество использования c-stands– возможность его установки на неровную поверхность, например, на лестницу, непосредственно возле валуна или стола, где обычная тренога не поместилась бы.
Для этого скользящая нога поднимается по центральной штанге на необходимую высоту и фиксируется в выбранном положении.
Ноги систенда охватывают небольшую рабочую зону, что делает штатив не достаточно устойчивым, особенно при больших нагрузках, возникающих, например, от веса оборудования в случаях использования штатива с осветительными приборами или его большой парусности при применении его, например, с фростовыми рамами. Для придания систенду большей устойчивости используются специальные мешки для песка – sand bags. Они состоят из двух соединённых между собой закрывающихся отделений для песка, удобной ручки для переноски, а также металлического кольца с одной стороны и карабина с другой, которые обеспечивают крепление этого своеобразного двустороннего мешка с песком. Когда стендбэг заполнен песком он кладётся на ногу систенда, охватывая её с двух сторон, тем самым прижимая конструкцию к земле и повышая устойчивость. Обычно осветители стараются не ставить sand bags на скользящую ногу систенда для того чтобы сохранить в целостности узел её скольжения.
Специалисты утверждают, что sand bags является обязательным условием успешной эксплуатации систенда, причём независимо от того применяется он в уличной или интерьерной съёмке.
Принцип использования sand bags простой – удобства для постановки света и безопасности для оборудования, а также для персонала на съёмочной площадке никогда много не бывает. К слову о безопасности, для её повышения некоторые гаферы идут на хитрость. Они надевают на ноги систендов теннисные мячики едкого лимонного цвета, которые, во-первых, хорошо видны актёрам и членам съёмочной команды, а во-вторых, служат надёжной защитой напольных покрытий при съёмках внутри помещений.
Закрепление диффузора или другого оборудования на систенде осуществляется с помощью специального универсального зажима, получившего название «грипхед» – зажимная голова. Grip head очень популярен в кинопроизводстве благодаря своей простоте, прочности и надёжности. Фактически это специальная крепёжная головка, с помощью которой на систенде можно закрепить на практически всё что угодно: отражатель, флаг, экран, телескопическую раму, фрост-раму. Основой конструкции грипхеда являются основание, устанавливаемое на шестнадцатимиллиметровую втулку, в частности на систенд, а также два подвижных диска с полуотверстиями разных диаметров, между которыми зажимается необходимый объект.
Grip head можно использовать не только с систендами, но и с другими видами штативов. Для этого в его конструкции предусмотрены два отверстия. Если размер пальца штатива короткий, то зажимной винт полностью выкручивается из одного отверстия и вкручивается в другое. Многие фотографы используют грипхед не только с оборудованием, оснащённым втулками, но и для зажима плоских объектов, например, таких как стекло, лист плотной бумаги, пластиковая доска, которые фиксируются подвижными дисками. Можно также установить грипхет на штатив наоборот, т.е. на втулке штатива зафиксировать его посредством подвижных дисков, оставив свободным отверстие для шестнадцатимиллиметровой втулки. Возможности для экспериментов практически неограниченны.
Преимущества грипхеда в том, что он позволяет быстро развернуть и зафиксировать в любом положении, например, фрост-раму.
Grip head изготавливается из металла, обычно из прочного алюминиевого сплава, поэтому надёжность фиксации гарантирована.
Для получения ещё большей свободы расположения оборудования на систенде совместно с грипхедом используется специальный удлинитель – экстеншен. Фактически это шестнадцатимиллиметровая стальная трубка с жёстко закреплённым на ней грипхедом.
Получается, что вся конструкция состоит из систенда и двух грипхедов. Один из них установлен непосредственно на штативе, а второй является частью конструкции экстеншена. Удлинители-держатели выпускаются в двух размерах: длиной 50 сантиметров и 1 метр.
Использование пары «грипхед-экстеншен» позволяет получать практически неограниченную свободу расположения оборудования и достаточно прочные, устойчивые к нагрузкам конструкции.
Такие системы установки и крепления способны выдерживать даже флаги с тяжёлыми стальными рамами. Можно даже получить «журавль», который будет работать без всяких противовесов.
Разновидностью «грипа» и одним из широко применяемых на съёмочной площадке аксессуаров является зажим, получивший название matthellini. Его ещё называют просто – «мотыль». Конструкция этого вида зажима состоит из основания в виде штыря из высококачественной хромированной стали, раздвижных губок, обеспечивающих крепление поверхностей различных форм, а также рукоятки. Фактически мателини – это вид зажима, представляющий собой высокопрочную струбцину с пальцем 16 мм, на который можно установить любое «киношное» оборудование. Крепления мателини выпускаются с губками различных конфигураций, что расширяет их функциональность и обеспечивает надёжную фиксацию.
Ещё одним вариантом зажима-струбцины, который относится к категории «грипп» является Super Clamp. Этот вид зажима состоит из двух основных частей: из пластиковой вставки и непосредственно зажима, который имеет два варианта крепления. В первом случае можно настроить зажим для охвата трубы, а во втором, благодаря специальным вставкам в одну из губок, можно надёжно закрепить Super Clamp на плоской поверхности, например, прикрепить его к столу. Этот вид крепления тоже работает по принципу струбцины, но является более универсальным. На его корпусе имеются отверстия с резьбой, на которые, в свою очередь, можно установить осветительный прибор, камеру, любое другое оборудование. В комплекте с этим зажимом можно использовать также палец с шестнадцатимиллиметровым цилиндрическим концом с одной стороны и шестигранником – с другой. Шестиугольным концом палец вставляется в корпус зажима и надёжно фиксируется. На него можно навесить любое оборудование, что является идеальным способом работы со светом без использования вертикального штатива. Super Clamp – отличный вариант для интерьерных съёмок! Стоит он недорого и быстро окупается.
Основными преимуществами Super Clamp являются универсальность и высокая надёжность, проверенные временем и практикой эксплуатации на съёмочных площадках.
Имея в арсенале качественные систенды и всевозможные профессиональные крепления, гафер ставится ключевой фигурой на съёмках, потому что предлагает более быстрые и дешёвые варианты решения задач, поставленных оператором. Всё это оборудование помогает добиваться правильного света, работающего на драматургию сцены, и позволяет создавать по-настоящему хорошие кадры.