-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
-
Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
-
Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Режиссер-аниматор Федор Хитрук во время визита в одну из мультипликационных студий Праги обратил внимание на плакат. На нем была надпись – «Минимум средств – максимум выразительности». В дальнейшем этот слоган помог ему проделать успешную работу над проектом «Истории одного преступления» (1962).
Обстановка была лишена определенных элементов. Это позволило Хитруку и Алимову (художник-постановщик) детально передать основной посыл истории с использованием простых и понятных символов, которые в определенных моментах кажутся скрытыми. При этом короткий анимационный фильм не потерял выразительности. Присутствие недосказанности напрямую указывает на минимализм в драматургическом и визуальном направлении.
Какие отличия эстетики минимализма в разных видах искусства? Базовые композиционные решения могут ли повлиять на общее восприятие, делая его более сложным? Может ли потеряться смысл повествования без обширных декораций, необычных композиций и запутанных диалогов? Давайте разбираться в особенностях минимализма.
Искусство и минимализм
Минимализм – стиль в искусстве, дизайне, архитектуре, живописи, кино и прочих направлениях. Его концепция заключается в минимальном изменении применяемых в процессе материалов. Ему присуща простота, которая отображается в однообразии цветовой гаммы, линейных формах и лаконичных декоративных элементов.
Американский архитектор Людвиг ван дер Роэ в 1930 году выразил мысль: Минимализм – «Меньше –значит больше». Ему принадлежит концепция «универсального здания».
Со временем эстетика минимализма активно прослеживалась в живописи, скульптуре, литературе, фотографии. Нужно учитывать, что в последних двух видах искусства минимальное количество художественных элементов нужно понимать по-разному.
Что касается литературы, то незначительное количество слов, эпитетов и сложных предложений требует от читателя самостоятельно «достраивать» описание. Развитие сюжета происходит на основании намеков автора. Активация воображения возникает из-за преднамеренной недосказанности. В результате контекст возникает самостоятельно.
Минималистичный стиль повествования прослеживается в известных мировых классиков Раймонда Карвера, Чарльза Буковски и Эрнеста Хэмингуэя. Классическим примером является рассказ Хэмингуэя «Продаются детские ботиночки. Неношеные». В нем четко прослеживается минимализм при выражении мыслей.
Визуальная подача является неотъемлемой составляющей фотографии. Оттенки и формы подбираются с акцентом на простоту. Цветовую гамму и композицию портит излишняя вычурность, пестрый орнамент и аляповатые украшения/декор. Минималистичная композиция характеризуется небольшим количеством объектов, достаточным запасом света и воздуха.
Создать минималистичную композицию непросто. В фотографии минимализм отчетливо прослеживается в пейзажах. Примером являются работы Майкла Кенны, специализирующимся на монохромных фото ландшафтов.
В пейзаже в минималистичном стиле хорошо заметна линейная композиция, повторение форм, похожие направления движения линий, лаконичная цветовая гамма, контрасты в оттенках (от резких до мягких со стойкой градацией). Небольшое количество деталей на фотографии не забирает внимание. Чем их меньше, тем выше минималистичность снимка.
Минимализм в фильмах
Минимализм в кинематографическом искусстве проявляется в применении сложных форм при подаче материалов, а также насыщенной аудио дорожке и драматического сюжета. Все элементы влияют на объем информации, получаемой зрителем от визуала, диалогов, музыкального сопровождения и наблюдения за сюжетной линией главного героя и персонажей. Благодаря минимализму осуществляется контроль над количеством информации, которую получает аудитория. Весомая часть отводится на воображение. Данный подход не касается только одного жанра. Это зависит от самой истории и личного стиля автора.
Разделение приемов минимализма в сфере кинематографии сводится к двум направлениям – литература и живопись. В них заложены истоки. Минимализм в кино является технологией, которая предусматривает внедрение сложных конструкций в драматургии и визуальной выразительности. Простой сюжет не значит незамысловатый визуал и наоборот.
Проявление минимализма в драматургии
Одним из правил хорошего сценария – больше показать и меньше рассказать. Естественности минимализму придает уверенная мимика актеров, вместо длительных диалогов с акцентом на подробности, а также окружающая обстановка, являющаяся частью сценария.
В фильме «Страсти Жанны Д’Арк» (1928) сюжетная линия связана со страданиями. Кинокартина имеет минималистичное визуальное решение. Оно заключается в большом количестве крупных планов и простых декорациях. За счет ограниченного пространства ярче выражается страх и уныние героини фильма. Зритель может наблюдать в деталях лицо Жанны со слезами на глазах. Также камера показывает обвинителей, на лицах которых полностью отсутствует сострадание.
Приверженцем минимализма является кинорежиссер Робер Брессон. В своих фильмах он используется следующие приемы:
- непрофессиональный актерский состав;
- наблюдение за персонажами без дополнительной информации;
- погружение в размышления;
- статичные композиции;
- акцент на крупных планах;
- отсутствие музыки.
В фильмах Ингмара Бергмана проникнуться внутренним миром главного героя позволяет тишина, которую нарушает специфическая музыка, вызывающая тревогу. Это отчетливо можно наблюдать в фильме «Молчание» (1963).
Решение драматургических задач происходит не только с помощью тишины и крупных планов. Бывают случаи, когда на технические особенности влияет камерность пространства и выставленный свет. В фильме «12 разгневанных мужчин» (1957) 12 человек находится в одном помещении. Минимализм прослеживается в ограниченном количестве декораций, так как основная сюжетная линия проходит исключительно в одной комнате.
Современным примером является фильм «Комната» (2015). Основной сюжет кинокартины зритель наблюдает в ограниченном пространстве, где находится мама со своим ребенком.
Минимализм и изобразительное решение
В фильмах с пустым пространством, линейными формами и скромной цветовой палитрой фокус зрителя концентрируется на самом важном. Элементы внешней среды позволяют более детально отобразить внутренние переживания героев и сюжет в целом. Статичность камеры и панорамирование делают повествование неспешным. В таком случае на первый план выходит изображение.
В фильмах Терренса Малика часто используется прием «всматривания» персонажей в действительность, которая их окружает. Заброшенная пустошь придает кинокартине атмосферности. Настроение героя передается с помощью красоты заката.
Немое кино стало источником передачи состояния персонажей благодаря природе. Затем данный прием активно стал применяться в кинематографии Японии.
Ясудзиро Одзу является мастером передачи сюжета в аскетическом стиле. Снятые семейные драмы, а также о японской культуре включают в себя изображение природы, как неотъемлемой части истории. С помощью показа городских пейзажей, различных построек, автомагистралей или железной дороги происходит смена событий.
Для лучшей передачи быта персонажей и комфортного восприятия диалогов камера устанавливается под низким углом. Минимализм замедляет повествование.
В некоторых фильмах применяется «барочный стиль». Он подразумевает сочетание минимализма со сложными формами. Ранние кинокартины Райнера Вернера Фассбиндера отличались лаконичностью обстановки и монохромными цветами. Фильмы позднего периода характеризуются яркой цветовой гаммой и пышными декоративными элементами, балансирующими между изысканностью и китчем.
В двух подходах, благодаря визуалу, решаются однотипные задачи: отображение внутренних переживаний персонажей за счет холодного взгляда, специфической манеры съемки и игры актеров.
Многие актеры современности являются сторонниками эстетики минимализма. Они осознанно отказываются от помпезных декораций и сложных элементов композиции. Не всегда соблюдаются все приемы. Фильмы Софии Копполы с неспешным развитием сюжета включаются в себя минимализм в определенных сценах. Симметрия, выдержанные цвета и линейность композиции наблюдается в фильмах Уэса Андресона и Йоргоса Лантимоса.
В ленте Бенедека Флигауфа «Чрево» (2010) основная сюжетная линия проходит на фоне побережья в обычном доме. Ограниченность цветовой гаммы делает акцент на отшельничестве главных героев.
В кинематографическом искусстве минимализм кроется в драматургии (ограниченность пространства и не более 2-х главных героя), музыкальном сопровождении (ограниченное количество диалогов, нет закадровой музыки) и визуале (статичность, монохромность цветовой палитры, симметрия, линейность, светлая тональность).