-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
-
Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
-
Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
«Коллективный герой» пришел в кинематограф из литературной среды. Его современное значение — группа персонажей, объединенных одним ключевым событием или конфликтом.

Каждому персонажу свойственна собственная уникальная история, однако доля экранного времени распределяется между ними равномерно. Конфликт может проявляться как внешне, в ситуациях по примеру фильма-катастрофы, так и внутренне, когда участники группы сталкиваются с идентичными психологическими испытаниями.
Ранние воплощения концепции коллективного героя на экране изображали массовые движения: столкновения различных социальных слоев с единой ментальностью. Примером служат классические ленты С. Эйзенштейна — «Броненосец Потемкин» (1925 г.) и «Октябрь» (1927 г.). Здесь каждый персонаж олицетворяет определенный архетип своего времени и активно участвует в борьбе против несправедливого распределения власти и ресурсов.
Изначально смысл понятия предполагал объединение героев, связанных общностью социального положения, профессиональных обязанностей, семейных отношений либо мировоззрения. Эти персонажи сталкивались с противодействием социума, внешних обстоятельств или же других людей.
Сегодня этот прием позволяет кинорежиссерам гибко выражать идеи и взгляды, демонстрируя зрителям множественность человеческих судеб, столкнувшихся с одной проблемой. Современные коллективные герои могут происходить из совершенно разных социальных кругов, различаться взглядами и убеждениями, жить в разные исторические периоды и пространствах, не обязательно взаимодействуя лично. Однако общая проблема неизбежно связывает их судьбы, заставляя жизненные пути пересекаться в критический момент повествования.
Как представляют коллективного героя
Действие коллективного героя аналогично индивидуальному персонажу. Каждая история должна проходить через традиционные стадии драматургии: экспозицию, развитие конфликта, кульминацию и разрешение. Персонажи могут существовать в разрозненных временах и пространственных точках, однако ключевые события происходят с ними параллельно.
Яркий пример — картина П. Андерсона «Магнолия». Первоначально зрителю представлены незнакомые друг другу персонажи, но постепенно раскрывается связь некоторых из них через семейные отношения или случайные совпадения, вокруг которых строится весь сюжет картины.
История включает разнообразные характеры жителей Южной Калифорнии: Фрэнка, ведущего семинары для мужчин; Эрла, смертельно больного миллионера; его молодую супругу Линду; телеведущего шоу «Что знают дети» Джима; добродушного полицейского Джима; наркозависимую девушку Клаудию; бывшего подросткового гения Донни, ныне работающего продавцом электроники; юного участника шоу-головоломки Стэнли.
Жанр наглядно представляет кинолента Дэнни Бойла «На игле». Она открывается голосом главного героя Марка Рентона, который вводит зрителя в мир своих друзей детства: комичного Кочерыжку, импульсивного Болезного, уравновешенного Томми и опасного агрессора Бегби. Их общий внутренний конфликт становится очевиден — зависимость от наркотиков.
При этом один из членов коллектива часто берет на себя роль рассказчика. Его задача — объединить остальных персонажей и озвучивать главную мысль произведения. Нередко такой герой объединяет в себе черты характера других участников группы, становясь своеобразным символом общего портрета. Например, герой Марк Рентон, которому, как архетипу Трикстера (героя-плута), удается начать новую жизнь в столице Великобритании и избежать тюрьмы.
Как развивается конфликт
По ходу раскрытия конфликтов в фильме «Магнолия» выясняется, что некоторые из героев связаны родственными узами. Телеведущий популярного шоу «Что знают дети» Джимми оказывается отцом Клаудии, страдающей наркотической зависимостью. А наставник мужских тренингов Фрэнк — биологическим сыном умирающего от онкологии богатого бизнесмена Эрла.
По мере развития событий Джимми пытается наладить контакт с дочерью, посещая ее дом, но встречает отказ. Во время публичного интервью журналистам удается раскрыть секрет Фрэнка — он долгое время скрывал факт смерти матери. Позже ему сообщают, что отец, давно покинувший его вместе с матерью, находится при смерти и желает увидеть сына перед кончиной.
Основной движущей силой внутреннего конфликта каждого героя в «Магнолии» становятся именно семейные сложности. Бывший вундеркинд Донни стремится завоевать симпатию бармена, решив исправить зубы скобами, офицер полиции Джим мечтает создать собственную семью и испытывает чувства к Клаудии, супруга тяжелобольного Эрла Линда неожиданно открывает в себе глубокие чувства к мужу, тогда как талантливый ребенок Стэнли осмысливает эксплуатацию отца, использующего его способности исключительно ради выгоды.
В картине «На игле» взаимоотношения центральных персонажей столь же запутанны и напряженны, как и их взаимодействие с самим наркотиком. Главное действующее лицо Марк Рентон характеризует своих товарищей как «заклятых друзей», подчеркивая, что каждый из них отражает негативные аспекты его собственного характера. Вероятно, поэтому Марк спокойно предает приятелей одно за другим. Именно из-за его поступков Томми теряет возлюбленную и приобретает зависимость, Кочерыжка терпит неудачу на собеседовании и вскоре оказывается за решеткой. Сам Марк открыто признается в закадровой речи, что хотел бы избавиться от окружения, которое постоянно напоминает ему о собственных слабостях.
Как выглядит кульминация
Для фильмов с коллективным главным героем важно наличие сцены, где сходятся сюжетные нити всех действующих лиц. Обычно такая ключевая точка располагается ближе к середине картины или совпадает с ее кульминационным моментом.
В ленте «Магнолия» линии героев переплетаются уже в начальных эпизодах, но наиболее драматичные эпизоды приходятся на середину. Там Линда делает признание умирающему Эрлу, что долгие годы была неверна ему, Стэнли сталкивается с эмоциональным кризисом во время прямого эфира телепередачи «Что знают дети», Джимми лишается чувств, а сотрудник правоохранительных органов Джим случайно утрачивает свое оружие. Наконец, герой Донни получает отказ от любимого мужчины.
Высшей точкой напряжения в «Магнолии» становится символическая сцена ливня из лягушек, вдохновленная библейскими десятью казнями Египта. Данный эпизод символизирует наказание, но также намекает на высшую волю. Следуя за дождем, зрители видят позитивные изменения: Линда приходит в сознание в медицинском учреждении, Стэнли требует больше заботы от отца, Джим предотвращает трагедию, помогая Донни, а Клаудия примиряется с матерью. Одновременно Фрэнк находит силы простить умирающего Эрла.
В «На игле» центральная часть сюжета посвящена периоду жизни главного героя Марка Рентона, переехавшего в Лондон и устроившегося там риелтором. Но долго наслаждаться новой жизнью ему не удается: друзья прошлого возвращаются. Первым появляется Бегби, находящийся в розыске за вооруженное преступление, затем присоединяется и болезненно раздражительный товарищ. Совместно они убеждают Марка принять участие в рискованной сделке по приобретению и последующей реализации значительного количества героина.
Операция приносит значительную прибыль: участники делят крупную сумму. Однако устав от разрушительных последствий общения с бывшими друзьями, Марк принимает решение оставить все заработанное себе и скрыться. Финальный голосовой комментарий героя откровенно признает его собственные недостатки, обещая самому себе стать лучше.
Как создается образ коллективного героя
Создателю сценария фильма «Магнолия» понадобилось всего десять дней. Андерсон изначально отталкивался лишь от образа героини Клаудии, к которому впоследствии добавил остальных персонажей.
Важно отметить, что персонажи «Магнолии», связанные кровными узами, зачастую наносят друг другу моральный ущерб. Напротив, герои, чьи связи обусловлены случайными обстоятельствами, демонстрируют сочувствие и взаимопомощь.
Особое значение имеют параллели между персонажами в рамках коллективного героя. Например, Клаудия противостоит отцу Джимми, однако сама влюблена в мужчину с таким же именем — полицейского Джима. Фильм показывает двух мальчиков-вундеркиндов: взрослого Донни и ребенка Стэнли. Донни служит предупреждением для Стэнли, показывая возможное будущее, если тот не сможет преодолеть трудности и изменить свою судьбу.
Выбор режиссера назвать картину «Магнолия» и разместить на афишах образы героев среди лепестков цветка неслучаен. Лепестки магнолий традиционно ассоциируются с чистотой, достоинством и целомудрием. Важно подчеркнуть отсутствие четких границ между лепестками, словно подчеркивая взаимосвязанность героев и, возможно, всех людей планеты.
Герои фильма «На игле» отражают внутренние конфликты центрального персонажа Марка Рентона, представляют собой отражение борьбы с главной темой фильма — зависимости от героина.
Благодаря использованию коллективного героя в «На игле» автор создает собирательный образ целой эпохи, предлагая зрителям взглянуть на различные последствия злоупотребления наркотиками: арест, гибель, одиночество.
В чем значение коллективного героя
Образ коллективного героя необходим для демонстрации эпохальных обликов, характеристик поколений, особенностей мышления, а также углубленного вовлечения зрителей в происходящее.
В «Магнолии» использование образа группы персонажей помогает режиссеру выразить и донести широкой аудитории философскую концепцию о том, что все в мире тесно взаимосвязано и случайность событий на самом деле иллюзорна.
В киноленте «На игле» персонажи формируют портрет молодежи Шотландии конца XX века как особого поколения со своими трудностями. Через них режиссер также передает мысль о губительном влиянии героина, способного подтолкнуть человека даже на предательство близких.
Тот результат, который зритель видит на экране, создаётся десятками и сотнями людей с использованием самой современной техники и цифровых технологий. Как и в любой другой сфере, здесь есть свои особенности и секреты. Мы же готовы обеспечить вас всеми необходимыми расходными материалами для съемочного процесса, которые вы найдете на нашем сайте kinosklad.ru.