-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
-
Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
-
Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Чтобы привлечь зрителя с первых секунд и сразу погрузить его в атмосферу фильма, крайне важно сделать первый кадр максимально заманчивым. Сильный старт задает тон всей истории, оставляет неизгладимое впечатление. По-настоящему запоминающееся начало — это мощный инструмент, который будет работать на вас еще долго после того, как пойдут титры.
Давайте подробно рассмотрим несколько техник создания удачных первых кадров. Мы проанализируем, почему они работают, и разберем, как можно адаптировать эти приемы для своих проектов. Это полезная информация для привлечения и удержания внимания зрителя.
Композиция и визуал
Первый кадр — это ваш шанс продемонстрировать свой визуальный стиль и мастерство. Если вы начинаете с общего или среднего плана, показывающего героев, уделите особое внимание композиции, расположению персонажей, фону и освещению. Эти элементы должны работать вместе, чтобы создать нужное настроение.
В фильме «Хауха» Лисандро Алонсо первый кадр — это настоящий образец композиции. Он так тщательно выстроен, что напоминает живописное полотно. Этот кадр сразу же дает зрителю понять, что его ждет: долгие, статичные сцены, где каждая деталь имеет значение. Это не просто начало или зачин, а обещание определенного визуального языка, который будет использоваться на протяжении всего фильма.
Контраст
Мозгу намного интереснее фиксировать какие-то стремительные изменения, чем длительное время отслеживать статичный процесс. В фильмах это используется для демонстрации изменений, происходящих по сюжету. Например, в фильмах-катастрофах с кими-то стихийными бедствиями показывают, как стремительно пребывает вода во время наводнения, усиливается ветер, цепляя все на своем пути и прочее.
Оформление локации может сильно контрастировать с одеждой главного героя, чтобы активировать внимание. Одежда бывает ультра стильной или яркой, при этом у локации будет какая-то специфическая подсветка или дизайн.
В качестве контраста используются действия, например, ускорение или замедление, смена статичной картинки на экшен-сцену, темнота на яркие вспышки и остальное.
Загадка и интрига
Один из самых эффективных способов зацепить зрителя — это с самого начала подкинуть ему загадку. Кадр из фильма «Интерстеллар» полон таинственности: посреди пыльного поля стоит шкаф. Почему он там? Откуда эта пыль? Где космические корабли и черные дыры, которые обещал нам трейлер? Зритель сразу начинает задаваться вопросами, а это значит, что он вовлечен в историю.
Когда вы задаете правильный вопрос в начале, вы создаете ожидание. Зритель будет ждать объяснений, и каждое новое открытие будет приносить ему удовлетворение. Такой подход особенно хорошо работает для фильмов с неожиданными сюжетными поворотами и сложной мифологией. Хорошо поставленная загадка в начале — залог сильного финала, где все кусочки головоломки встанут на свои места.
Локация как персонаж
Традиционный и информативный подход — показать в первом кадре локацию и окружение, где будет происходить действие. Это сразу ориентирует зрителя и помогает ему понять, где он находится. Классический пример — фильм «Нефть», где пейзаж становится не просто фоном, а отдельным, важным элементом истории. Такой подход не только знакомит с местом действия, но и часто задает настроение фильма — от напряженного до спокойного.
Если у вас есть красивые, но «лишние» заявочные кадры, не спешите их выбрасывать. Они идеально подойдут для вступительных сцен, так же как это делается в рекламе, ситкомах и новостных программах.
Например, в «Терминаторе» Джеймса Кэмерона мы видим ничем не примечательный пейзаж, но затем наше внимание привлекают детали, которых там быть не должно, и это создает напряжение. А в популярном сериале «Мистер Робот» авторы мастерски объединяют показ локации и загадку: мы видим силуэты людей на фоне города, сразу понимая, где будет разворачиваться действие, но при этом задаваясь вопросом: «Кто эти люди? Чем они занимаются?»
Знакомство с героями
Показать крупный план главного героя в самом начале — это смелый и эффективный ход. Он позволяет избежать долгих и часто неуклюжих экспозиционных диалогов, которые могут выдать в авторе дилетанта. Это прямой путь к сердцу истории. В фильме «Внутри Льюина Дэвиса» мы сразу видим главного героя, и его первый монолог сразу же погружает нас в его внутренний мир.
Нельзя не вспомнить и легендарный «Заводной апельсин», где крупный план Алекса ДеЛарджа вызывает дискомфорт и сразу же раскрывает его характер. Такой подход позволяет мгновенно установить эмоциональную связь (или ее отсутствие) между зрителем и персонажем, задавая тон их взаимоотношениям на весь фильм.
Саспенс
Есть то, что держит нас рядом с человеком, в каком-то конкретном месте или у экрана – это интерес. Он основан на интриге, непреодолимом желании узнать, что случится дальше, чем завершится процесс, наблюдаемый зрителем. В кино это получило название саспенс – ощущение сложного напряженного ожидания, например, в фрагменте кинематографической ленты Альфреда Хичкока «Человек, который слишком много знал».
Происхождение термина «саспенс» латинское, он «рожден» от слова suspensus, которое переводится, как подвешенный. Естественно, в этом случае имеется в виду подвешенное состояние или некая подвешенность во времени. Есть техника формирования саспенса, непосредственно касающаяся того, насколько автор или режиссер способен растягивать или сжимать время, оказывая влияние на зрительское восприятие. Например, можно представить, что в кадре видно, как люди мирно сидят за столом, беседуют о чем-то, и вдруг взрыв. Оказалось, под столом была бомба. Что в этот момент испытает зритель? Вероятнее всего, шок.
Но можно представить иное кино. Вам известно, что под столом закреплена бомба, вы заметили ее перед тем, как были показаны люди за столом, не подозревающие об опасности. Но вам, как зрителю, о ней известно. Вот перед вами лицо красивой женщины, которая искренне улыбается, потом бомба крупным планом. Далее мужчина, берущий эту даму за руку, снова бомба со стрелкой, приближающейся к отметке «пуск». В кадре снова пара за столом, а потом бомба, на которой стрелка все ближе к отметке «пуск». В это время вы испытываете сильные переживания. Это и есть саспенс – один из мощнейших приемов для вовлечения зрителя в то, что происходит на экране.
Такой прием работает только в случае, если зритель вжился в происходящее на экране, сопереживает герою. Чтобы вызвать такое сопереживание, зрители должны представить себя на месте героя, ощущать потенциальную опасность. Для передачи этого на экране используют субъективную камеру, крупные планы, параллельный монтаж, тревожные звуки (дыхание, тикание часов, пульс) и музыку.
Нетрадиционные подходы
Первый кадр не обязательно должен содержать экшн или героев. Это может быть какой-либо объект, часть тела или даже нечеткая деталь. В фильме «Мастер» первый кадр — это поток сознания главного героя, образ, который появляется на протяжении всей картины. Он сразу же погружает зрителя в психологическое состояние персонажа, позволяя почувствовать его внутренний мир. Этот метод позволяет авторам выстраивать эмоциональную связь с аудиторией на подсознательном уровне.
Чтобы лучше понять важность первого кадра, посмотрите видеоролики Джейкоба Т. Суинни, где он сравнивает вступительные и заключительные кадры популярных фильмов. Это особенно полезно, если вы планируете закольцевать свою историю, чтобы финал отсылал к началу, создавая ощущение завершенности и глубины. Начальный кадр, который перекликается с последним, придает произведению цельность и заставляет зрителя переосмыслить весь путь, который он прошел вместе с героями.