-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
В голливудских фильмах «традиционным» является так называемый «рваный» монтаж, при котором кадры и ракурс сменяются настолько динамично, что стимулируют зрителя всегда оставаться сконцентрированным на происходящем. Но сейчас все большей популярности обретают длинные планы, снятые якобы совсем без склеек. Например, совсем недавно настоящий фурор в этом плане произвел Илья Найшуллер, выпустивший несколько динамических экшн-клипов и даже целый фильм, снятые якобы от первого лица. Но похожий прием, с длинными планами, используется уже достаточно давно. К каким хитростям при этом прибегают режиссеры и операторы? Действительно ли съемка без склеек осуществляется единым планом?
Какие методы используются
Условно все длинные сцены без склеек создаются следующими методами:
- реальные длинные планы;
- стедикам;
- скрытый монтаж;
- мизансцена и смена декораций;
- DoggiCam;
- CGI.
Реальные длинные планы
Один из самых старых методов, который использовался ещё в черно-белых фильмах. Снять сцену длительностью в 3 – 5 минут без склеек — вполне возможно. Но этому предшествуют десятки, а то и сотни дублей, репетиций, повторов. Зато и результат — отменный. Вот только это возможно в довольно простых в плане построения сценах, без динамических переходов, без сложных смен кадра.
Тем не менее, этот метод активно используется и сейчас. Один из самых впечатляющих примеров — фильм «1917». Как рассказывал сам режиссер и участники съемочной площадки, подготовка и репетиции до начала съемки заняли суммарно около 10 месяцев. Но там склейки все же имеются, задействуется «скрытый монтаж».
Есть и второй пример — фильм «Русский ковчег». И он действительно снят одним кадром! Самой сложной оказалась роль оператора. Ведь ему приходилось тащить с собой 30-килограммовую установку с камерой. И за один день суммарно получалось сделать не более 3 дублей, каждый из которых длился примерно по 1,5 часа. Но результат ведь того стоит!
Стедикам
По сути, речь идет о конструкции, которая устанавливается непосредственно на оператора. Это позволяет вести съемку якобы от 1-го лица. Ещё Стенли Кубрик активно использовал этот прием. Наверное, все уже догадались, что речь идет о сцене поездки Дэнни на велосипеде по отелю Оверлук. Длится всего несколько минут, но на её подготовку было затрачено несколько месяцев. Зато режиссер удалось реализовать свою идею: предоставить зрителю возможность увидеть мир от имени ребенка. Наверное, именно благодаря этому финал сцены выглядит настолько пугающим. Не удивительно, что Стенли Кубрик и сейчас считается одним из самых виртуозных мастеров хорроров.
Не стоит забывать, что с помощью стедикама начали снимать сцены без склеек уже в первом «Рокки». Благодаря ему пробежка легендарного героя в исполнении Сильвестра Сталлоне выглядит плавной и одновременно динамичной.
Забавный факт: сейчас с помощью стедикама вести съемки длинных планов гораздо проще. Ведь размеры камер — существенно уменьшились. Но в Голливуде, как и прежде, отдают предпочтение «рваному монтажу».
Скрытый монтаж
Снимать длинные планы действительно сложно из-за того, что приходится несколько недель, а то и месяцев тратить на репетицию. Но даже в этом случае не всегда можно добиться должного результата. Особенно если суммарно сцена запланирована на 5 и более минут, при этом включает в себя экшн-сцены. Это сложно, дорого, требует абсолютного взаимопонимания съемочной группы и режиссера.
И если задумка не удается, то тогда прибегают к скрытому монтажу. То есть «пряча» склейки и делая их таким образом, что рядовой зритель не заметит подвоха. Самый распространенный вариант — это появление на переднем плане какой-либо преграды, которая позволяет сделать паузу и подготовить новую сцену. В большинстве случаев используется «плавный пролет» камеры, где всего на долю секунды изображение замещает сам актер. Яркий пример — фильм «Глаз змеи», где подобный трюк использовался в длинной финальной сцене. Она якобы снята одним дублем, но если внимательно пересмотреть эпизод, то можно заметить несколько монтажных склеек. И каждый раз — когда кадр на мгновенье «замещается» каким-нибудь объектом.
Точно так же режиссер сделал и в оскароносном «Бердмене». Но там используется не только замещение кадра каким-нибудь объектом, а и ловкие затемнения (эдакий HDR с переходом от светлого к темному окружению с эффектом «адаптацией» зрения). Получилось ли? Как минимум, фильм был номинирован на Оскар за лучший монтаж.
Мизансцена и смена декораций
Самый выдающийся пример мизансцены с быстрой сменой декораций и освещения — в фильме «Олдбой». Там снималась драка продолжительностью в 3 минуты, где главный герой расправлялся с целой сворой недоброжелателей. При этом камера всегда находилось на едином расстоянии от актеров и двигалась только в горизонтальной плоскости.
Здесь склеек — нет. Но при этом декорации, по меру продвижения камеры — были. Задействовали и «выдвижные» декорации, и специальные перестановки между актерами. Получилось впечатляюще, ведь фактически благодаря этой сцене и удивительному сюжету фильм теперь считается «классикой режиссерской работы».
Схожий прием использовать Мишель Гондри (тот самый, который снимал клипы для Бьорк, а также «Вечное сияние чистого разума» с Джимом Керри) в сериале «Шучу». Правда, там упор был сделан на сатиру. То есть режиссер не скрывал того факта, что «обманывает» зрителя. Смотрится забавно и впечатляюще. Но склеек действительно нет.
Прием очень старый. Хичкок в «Веревка» тоже его использовал. Правда, тогда у съемочных команд была другая проблема — это ограничение сцены по продолжительности пленки. Если бы его не было, то Хичкок, наверное, каждый свой фильм снимал бы единым кадром. И большинство способов скрывать монтаж как раз и были придуманы «режиссерами старой школы». Эти методы используются в той или иной мере до нынешних пор!
DoggiCam
DoggiCam — это специальная операторская установка, устанавливающаяся на крыше автотранспорта (или любой другой рампы) при помощи присосок и специального грипа. И ею можно управлять дистанционно, разворачивая в любом направлении на 360 градусов. И именно с её помощью в фильме «Дитя человеческое» снимали сцену с длинным планом, где герои просто едут в автомобиле, но на них внезапно нападают. Склеек там действительно нет, но режиссер условно разбил сцену на 3 мини-эпизода. И переход от одного к другому осуществляется просто переводом камеры в другую сторону. Актеры предыдущего плана при этом получают драгоценное время на подготовку к новой сцене. Естественно, что без сложных репетиций здесь обойтись тоже не получится. Но это все равно проще, нежели снимать единый кадр без разрывов длинной свыше 5 минут. Если бы не DoggiCam, то вполне возможно, что «Дитя человеческое» получился самым обычным голливудским фильмом с рваным монтажом. Вряд ли б после этого он обрел такую же популярность.
Также в этом фильме есть другая сцена с длинным планом, где актеры пробегают по полуразрушенной улице, а затем — прячутся в здании. Здесь уже использовали преимущественно стедикам и скрытый монтаж (в эпизоды затемнения или задымления сцены).
CGI
Сцены с затяжными планами и непрерывным действием помогают снимать и CGI. Было бы удивительно, если бы эта технология не использовалась в полной мере в 21-м веке. Что такое CGI? Это компьютерная графика. Естественно, что на самом деле склеек в сцене будет множество. Но зритель этого не заметит, так как все «шероховатости» будут зарисованы с помощью компьютерной графики. Именно так делали в фильме «Гравитация». А там — множество эпизодов с планами непрерывного действия. И начальная, когда герои осуществляют ремонт космической станции, и посреди фильма, где Сандра Буллок вынуждена справляться со своими приступами паники. В реальности все это снималось сотнями разноплановых кадров. Но после пост-обработки получился тот результат, с которым зрители и могли ознакомиться в кинотеатрах.
Многие считают, что использование CGI существенно упрощает создание эпизодов без монтажных склеек. С одной стороны — да. С другой — это стоит очень дорого. Создание сцены всего в 1 – 2 минуты, полностью отрисованных с помощью реалистичной графики, может обойтись и в 10 миллионов долларов. Потому что CGI — дорогостоящая и очень сложная технология на самом деле.