-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Как использовать кинохлопушку? 25 советов
В последние годы появилось много скептиков, ставящих под сомнение актуальность использования хлопушки. Все их рассуждения сводятся к тому, что с появлением цифровых камер в отснятом материале стало гораздо проще ориентироваться ведь, для того чтобы найти нужный дубль, достаточно просто открыть папку с видеофайлами и пролистать её до конкретного файла. Мнение глубоко ошибочно, а люди, так рассуждающие, далеки от кинопроизводства. Хлопающая полосатая доска давно превратилась в настоящий символ кинематографа и до сих пор остаётся стандартом на съёмочной площадке.
Итак, как правильно использовать хлопушку? Советы бывалого 2АС – второго ассистента режиссера, на которого, как правило, возлагаются функции "хлопать". Но эта функция не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
1. Кинохлопушка в кадре должна выглядеть крупно. Золотое правило заключается в том, чтобы – держать её на расстоянии 30 сантиметров на каждые 10 миллиметров фокусного расстояния. Просто сначала рассчитайте и соблюдайте. В противном случае, если, например, держать её, на расстоянии трёх метров, да ещё и при съёмке с использованием широкоугольной камеры, конфликта с работниками монтажного цеха не избежать. И это только в лучшем случае. Ведь можно ещё и лишиться работы.
2. Писать нужно крупно и аккуратно. Допускайте возможность, что кто-то может читать Ваши подписи на ноутбуке, планшете или вообще на смартфоне. Просто всегда помните об этом и старайтесь.
3. Главное правило – съёмка начинается с хлопушкой в кадре. Дело в том, что начало монтажа фильма производится по первому кадру и если в нём присутствовала хлопушка, режиссёр монтажа сразу получит данные. Если Вы этого не сделаете, готовьтесь к негативным последствиям – смотрите совет №1.
4. Никогда не трясите хлопушкой. Это важный момент, который надо соблюдать, ведь на этапе монтажа происходит синхронизация звука путём сопоставления его с ударом доски.
5. Удерживайте само тело доски в одной руке, а хлопок совершайте другой. Всё должно быть направлено на сохранении стабильного положения во время хлопка. Наверное, получив опыт, Вы, наверняка сможете хлопать и одной рукой, но Вас точно не поймут. Это то же самое, что ехать на современном автомобиле с продвинутым круиз-контролем и другими ништяками, не касаясь руля. Жесть какая-то! Как говорят на Востоке, «на аллаха надейся, а верблюда привязывай».
6. Регулируйте громкость хлопка, чтобы он был громким при съёмках на расстоянии и тихим – на крупных планах. Не надо глушить актёров, снимающихся крупным. Если хлопать со всей силой прямо перед их лицами, то рано или поздно можно получить адекватный «ответ». Возьмите себе за правило – в крупных планах хлопать слегка и Вас точно полюбят.
7. Находите правильную позицию хлопушки в крупных планах. Зачастую это не так просто как может показаться на первый взгляд. Я советую мысленно проводить линию, начиная от объектива кинокамеры и до глаз актёра. На эту линию и ставьте хлопушку. Работает безотказно!
8. Находите правильную позицию доски во время длиннофокусной съёмки. Я лично пользуюсь следующим приёмом. Прислоняю хлопушку к компедиуму, а затем быстро-быстро отбегаю на нужную дистанцию, сохраняя при этом её позиционирование. Поверьте, если оператор начнёт поправлять Ваше место положения в то время как режиссер решит немедленно начать съёмку, они просто потеряют дубль, а виноватым окажетесь Вы. Кто же ещё? Не будете же Вы спорить с главными лицами на съёмочной площадке, тем более в такой ситуации они точно свою вину не признают.
9. Помещайте хлопушку в кадр только после команды режиссёра. Вы, так же как и все другие участники съёмок, должны реагировать на главную команду режиссера – «Мотор!». Сразу после неё выставляйте хлопушку перед камерой. Вам важно попасть в промежуток между командой и началом работы камеры.
10. Знайте, когда камера начала съёмку. Обычно первый ассистент Вам об этом должен сообщать. Это актуально при съемках, как плёночными камерами, так и цифровыми. Хуже будет, когда режиссер отдаёт команду «Мотор! Камера! Начали!», что часто случается с молодыми и малоопытными режиссёрами. Профессионалы кричат только «Мотор!». Эта команда является мобилизационной для всех. После неё каждый занимается своим делом, включая Вас.
11. Перед хлопком выкрикните «Маркер!». Для монтажёра это значит, что последующий громкий звук – это удар доски.
12. Кричите «Второй удар!», если облажались с первым. С кем не бывает. Вас поймут. Однако если Вы этого не сделаете, то могут возникнуть неприятности. В американском кинематографе этот приём получил название «Second Sticks!». Действуете смело. Ничего не бойтесь. За это не расстреливают.
13. Удерживайте хлопушку в кадре ещё секунду после того как прозвучал удар, но не больше. Держать её дольше не нужно, ведь монтажёр всегда может остановить видеоряд и прочитать, что написано. Просто смело хлопайте, считайте до одного и быстро отходите.
14. Готовьте информацию по следующему дублю сразу после начала съёмки предыдущего. Главное – не шуметь. Может так случиться, что предыдущий дубль вышел неудачным и режиссёр вдруг захочет снимать следующий немедленно. Знаете, кого бы он не хотел ждать в последнюю очередь? Догадались? Конечно, Вас, пока Вы будете обновлять информацию на хлопушке для следующего дубля.
15. Научитесь чётко работать с информацией о сценах и дублях, получаемых от скрипт-супервайзера – ассистента режиссёра по работе со сценарием. Это касается правил написания информации для обычных дублей, а также для специальных съёмок, например, когда будет принято решение переснять какую-то сцену, например, диалог в одном дубле, или в других случаях.
16. Соблюдайте правило – если дубль снимается без записи звука, то доска в кадре должна находиться в закрытом состоянии. Нарушение этого правила приведёт к тому, что режиссёр монтажа, увидев открытую хлопушку, решит, что в сцене присутствует звук и начнёт долго и безуспешно его искать. Правда, неприятно?! Запомните это простое правило, чтобы не навлечь на себя гнев всего звукоцеха.
17. Зачастую хлопающая доска должна появиться в конце дубля. Обычно этот приём применяется для того, чтобы указать оператору, что работу кинокамеры останавливать пока рано. Порядок следующий – после режиссёрской команды «Снято!» Вам лучше крикнуть «Хлопушка в конце!». На голливудских съёмочных площадках кричат «Tail Slate!». Сразу после выкрика надо поместить хлопушку перед камерой в перевёрнутом положении – вверх ногами. Она станет указателем окончания дубля.
18. Перед использованием хлопушки надо посмотреть, хорошо ли она освещена. Проведение съёмок в темноте и других сложных условиях никак не оправдывают затемнённую хлопушку, ведь для монтажёра в этих случаях она окажется тёмным и абсолютно бесполезным пятном. Не стесняйтесь просить осветителей организовать небольшую подсветку или держите всегда наготове фонарик.
19. Соблюдайте правила использования хлопушки при съёмке в стеснённых условиях. Тут надо разделить условия съёмок на стеснённые и совсем стеснённые.
В первом случае держите её в кадре, а когда кинокамера начнёт съёмку, подождите секунду, сместите её вниз, чтобы в кадре оказался ударник, после чего хлопните и выкрикните «Маркер!».
Второй случай сложнее. Он подходит для случаев, когда в кадре может поместиться только какая-то одна информация. Порядок действий следующий. После начала работы камеры надо показать сначала номер сцены, выждать секунду, затем передвинуть доску, чтобы был виден номер дубля, выждать ещё секунду, выкрикнуть «Маркер!» и совершить хлопок.
В этих случаях я рекомендую применять миниатюрные хлопушки. Зачастую они выпускаются без ударника, но кто мешает просто его снять с другой доски. На таких маленьких досках можно соединять данные о сценах и дублях на одном поле. Пример такой надписи – «17А/1».
20. Научитесь принципам работы с несколькими кинокамерами. Делается это просто. Вначале на каждую кинокамеру следует записать хлопушку, а затем после команды «Мотор!» отдать свою команду – «Камера А В – единая отметка!». Этот приём скажет впоследствии режиссёру монтажа, что съёмка производилась сразу на две кинокамеры с указанием единой отметки на обе.
Хочу обратить внимание. Этот приём используется при съёмке плёночными камерами. На цифровых он не работает. В этом случае решение простое. Отдельно выкрикните «Маркер для камеры А!», «Маркер для камеры В!» и так для каждой камеры, задействованной на съёмке. В помощь все, кто прохлаждается. Используя такой приём, важно соблюдать одно важное правило. Каждая камера должна иметь свою собственную хлопушку с большой буквой «А», «В» и т.д. Буквы должны быть разных цветов, чтобы камеры проще было идентифицировать. И ещё одно – организуйте, чтобы их держали так, чтобы скрыть в кадре доски других камер. Если этим пренебречь, на этапе монтажа может произойти случайная синхронизация по другой доске. Сложно? На самом деле нет.
21. Не теряйтесь, когда Вас будут просить писать непонятные Вам наборы цифр и букв. Поверьте, ассистенты по сценарию или по спецэффектам в своих порой безумных обозначениях хорошо ориентируются и ошибки не допустят.
22. Применяйте хлопушки с полями для номера плёнки/карты. Бывает, что ассистенты приобретают хлопушки без этих полей, а ведь это важные данные для монтажа.
23. Записывайте имена режиссёра и оператора аккуратно. Я вообще рекомендую приобрести трафарет и делать красивые ровные надписи. Поверьте, это смотрится профессионально и создаёт приятной впечатление не только на режиссёра или оператора, но и на всю команду.
А теперь несколько слов об ошибках, которые надо избегать.
24. Не надо уносить с собой хлопушку далеко от кинокамеры. Сам часто нарывался, когда на заре своей деятельности носил доску на поясном ремне, чтобы не потерять. Потом понял, что это ошибка, ведь иногда, если Вы со своей хлопушкой в момент начала съёмки не окажетесь возле камеры, на Вас сильно рассердятся. Просто оставляйте её возле ассистента кинокамеры. В таком случае, если Вы вдруг где-то потеряетесь, то он сможет быстро ею воспользоваться. И вообще дружите с этим человеком.
25. Не надо хлопать на репетициях. Бессмысленное занятие, которое к тому же многих может раздражать, ведь репетиции в подавляющем большинстве случаев не записываются, а если даже идёт запись, доска с хлопаньем не нужна, она ведь является идентификатором для последующего монтажа фильма, т.е. основных отснятых материалов.
Вот и всё. Правила простые. Главное – их соблюдать.
Ну а мы, в свою очередь, постарались сделать для вас саму хлопушку максимально удобной и информативной. Мы с усердием поработали над разметкой и качеством материалов. И всегда готовы прислушаться к вашим пожеланиям, которые сможем реализовать в новой партии кинохлопушек.