-
Батарейки и электропитание
-
Все для съемочной площадки
-
Экипировка
-
Звук
-
Кабели, разъемы, переходники
-
Грип (штативы, зажимы, флаги, крепления)
-
Инструмент
-
Тележки-трансформеры
-
Пластический грим
-
Мебель для кино
- Пленка ORACAL 641
-
Светофильтры пленочные
- Чистящие средства
-
Свет
-
Операторская техника
-
Тейпы, клейкие ленты
-
Спецэффекты
Подпишитесь на рассылку и получайте свежие новости и акции нашего магазина.
Долли-зум, трансстрав, эффект вертиго, контр-зум, прием раздвигающихся фонов – это одна из самых популярных техник кино, которая имеет ряд названий. Каждый, кто хоть раз смотрел фильм на большом экране, видел эту технику. В этой статье мы расскажем о том, как появилась эта техника, как она используется и какая идея стоит за ней.
Откуда появился долли зум
История появления Долли Зума в мире кино полна неожиданных поворотов и ярких творческих достижений. Великий режиссер Альфред Хичкок первым увидел потенциал этого изобретения во время работы над фильмом «Ребекка» в 1940 году. Но, несмотря на свой талант, Хичкок тогда не смог полностью воплотить свою идею. Путь к созданию этого невероятного визуального эффекта занял еще долгих 18 лет.
Успех к долли зум пришел только когда за дело взялся Ирмин Робертс - оператор из Paramount. Именно он смог воплотить идею Хичкока и создать этот визуальный шедевр в фильме «Головокружение». Это был настоящий прорыв в мире кинематографа, который открыл перед нами новые горизонты визуальных эффектов.
Интересно, что Хичкок, вдохновившись этой идеей, специально пригласил Робертса, чтобы они вместе создали кадр, передающий ощущение опьянения после обморока на вечеринке. К тому времени Робертс уже изобрел специальную камеру, которая могла быстро менять фокусное расстояние и создавать короткие проекции. Вероятно, его мастерство в области создания фокусных объективов стало основой для его инновационной работы над эффектом долли зума, который впоследствии стал известен как «тромбонный снимок» или «контр-зум».
Инновационный подход Робертса к съемке нашел отражение во многих других фильмах, таких как «Бешеные псы», «Челюсти», «Властелин колец» и других. Этот эффект был также использован в фильме «Китайская рулетка» режиссера Райнера Вернера Фасбиндера, где он был применен не один, а два раза в одном кадре. Режиссер Джо Данте охарактеризовал этот прием как «съемку из «Челюстей», ссылаясь на сцену из одноименного фильма, где Рой Шейдер наблюдает за нападением акулы на Алекса - самое известное применение данной техники.
Как работает долли зум
Это кинематографический прием, который создает иллюзию изменения пространства и точки зрения в сцене. Он воссоздается через одновременное движение камеры вперед или назад и рокировки фокусного расстояния аппаратуры. По факту, объект в центре кадра остается того же размера, в то время как фон вокруг него увеличивается или сокращается.
Вот как это происходит:
- Камера двигается. Сначала камера перемещается вперед или назад относительно объекта съемки. Это меняет расстояние между камерой и предметом съемки.
- Расстояние фокуса меняется. Параллельно с этим меняется параметры фокуса объектива. Он обычно увеличивается (зум) при сдвиге назад и сокращается (расфокусировка) при передвижении вперед.
- Искажение изображения. По факту этого двойного движения создается искаженная перспектива. Объект остается на месте, но окружающая среда кажется расширяющейся или сжимающейся, что создает ощущение головокружения или аномальной нестабильности.
Использование в кинематографе
В мире кино зум долли стал неотъемлемой частью арсенала режиссеров и операторов. Можно выделить два основных вида этого приема: «долли ин / зум аут» и «долли аут / зум ин». В случае «долли ин /зум аут» фокус смещается на объект, в то время как фон удаляется от актера, вызывая чувство неуверенности и беспокойства. Известный пример – сцена из картины «Полтергейст», где описываемый прием «зум долли» расширяет фон, заставляя дверь казаться дальше, чем она есть в настоящей реальности. С другой стороны, «долли аут/зум ин» уменьшает фон, приближая его к актеру больше, чем он в реальности.
Сценический эффект
Долли зум часто задействуется режиссерами для создания ощущения головокружения, ощущения «приближения к себе» или ощущения параллелизма. Этот прием также может акцентировать момент, когда герой осознает что-то, что заставляет его переосмыслить все свои прежние убеждения. Долли зум - это особый прием, который расширяет набор творческих инструментов режиссера наряду со светом и звуком.
В фильме Сэма Рейми «Быстрый и мертвый» эффект долли зум в сочетании с наклоном камеры усиливает напряжение во время перестрелки, создавая драматическую сцену. Также эффект долли зумирования может быть использован для передачи ощущения неловкости и напряженности, как в фильме «Расслоение» (2018), где персонаж Кейси Кука с интересом всматривается в даль.
Другие интересные аспекты, которые могут быть подчеркнуты с помощью эффекта долли зуминг, включают чувство страха или озарение персонажа. Кроме того, данный эффект может использоваться для изменения атмосферы сцены внутри фильма, как это отлично продемонстрировал Питер Джексон в «Властелине Колец: Братство Кольца», где он использовал эффект зуминг для перехода между сценами с большим эффектом вместо обычных переходов.
Еще несколько примеров с долли зумом
Долли зум - это техника, ставшая неотъемлемой частью кинематографического арсенала и нашедшая применение во множестве фильмов, подчеркивая ключевые моменты, такие как разрешение ситуации, напряжение или эмоциональное воздействие. Рассмотрим несколько ярких примеров:
- «Славные парни» (1990) - режиссер Мартин Скорсезе использует зум долли для передачи напряжения между персонажами, особенно в сцене, когда Генри погружается в паранойю во время обеда с Джимми в кафе и подозревает, что его отслеживают.
- «Зомби по имени Шон» (2004) - в этом фильме долли зумирование используется для комического усиления решимости Шона, которое в итоге оказывается бесполезным, когда его дробовик дает осечку.
- «Рататуй» (2007) - в этой анимационной жемчужине зуминг используется для подчеркивания внутреннего мира персонажей. Например, воспоминания критика о его детстве, вызванные блюдами Реми, выделены с помощью зуминга. Эта техника также используется для выделения связей между персонажами, таких как когда Реми ощущает личную связь с Шефом Гюсто через экран.
- «Стражи Галактики, часть 2» (2017) - в данном фильме зум долли используется для передачи эмоционального кризиса Питера Квилла, узнавшего страшную правду о своем отце.
- «Во все тяжкие» (2008-2013). Техника применяется в напряженный момент, когда Уолтер Уайт сталкивается с убийством свояка. В тот момент от бессилен и находится в отчаянии.